Сибирские огни, 1966, №4
стоятельного планирования открывались и в животноводстве, хотя здесь определяю щая директива сверху (в форме государ ственного плана-заказа) охватывала зна чительно большую, чем в растениеводстве, долю производства. И все-таки, несмотря на некоторые улуч шения, основной недостаток, который был присущ системе планирования сверху, остался в значительной мере присущим и новому порядку. Изменилась форма — вме сто прямой директивы о структуре посевов, направлении животноводства и т. д. эти во просы решали по-прежнему органы управ ления, но уже в форме плана-заказа. Какую конечную экономическую цель преследует осуществление планирования снизу? Увеличение массы сельскохозяй ственной продукции, производимой на каж дом гектаре земельных угодий, и удешевле ние этой продукции. Каково средство до стижения этой цели? Доскональный учет местных условий производства в данном хозяйстве (от состава почв до опыта и других особенностей работников), развитие наиболее выгодных отраслей т. е. о б о с н о в а н н а я с п е ц и а л и з а ц и я . Все ос тальное — механизация, химизация и т. д.— дает максимальный эффект лишь при учете местных условий и особенностей. Важнейшим шагом вперед в деле под линного осуществления принципа демокра тического централизма во всей плановой работе, в развитии планирования снизу является решение мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС об установлении каж дому совхозу и колхозу стабильного плана заготовок сельскохозяйственных продуктов на ряд лет, вплоть до 1970 года. Эта мера создает несравненно более благоприятные условия для развертывания инициативы и проявления творческих способностей спе циалистов, руководителей, всех тружеников сельского хозяйства. Государственный план-заказ ограждает ся от лихорадочных, поспешных, лишенных научного обоснования, ежегодных (а прак тически даже более частых) пересмотров, изменений и поправок. А ведь именно в процессе этих пересмотров и поправок сти хия субъективизма бушевала с особой силой. В условиях долгосрочного планирования заготовок особенно актуальной становится задача повышения качества, совершенство вания всей плановой работы в сельском хозяйстве. В документах мартовского Пле нума подчеркивается, что от правильного планирования закупок будет во многом за висеть успех дела, и выдвигается задача проведения глубокой экономической работы в этой области. Одним из возможных вариантов даль нейшего совершенствования планирования сельскохозяйственного производства может быть переход от установления совхозом плановых заданий в н а т у р а л ь н о м выражении (план-заказ по сдаче опре деленных видов продукции в определен ном количестве) к установлению плановых заданий только в с т о и м о с т н о м выра жении (план по реализации государству товарной продукции на определенную сумму). В чем суть этого предложения? Совхоз получает от государственных ор ганов производственное задание, преду сматривающее, на какую сумму он должен сдать продукции. Коллектив совхоза, исхо дя из действующих сдаточных цен, должен самостоятельно, с учетом всего комплекса особенностей своего хозяйства, решить, ка кое количество и какой продукции он дол жен сдать для того, чтобы «набрать» необ ходимую для выполнения государственного задания сумму реализации товарной про дукции. Затем хозяйство осуществляет деталь ное производственное планирование и пред ставляет вышестоящим органам сведения о том, за счет каких продуктов (и в каком количестве) оно выполнит план по сумме реализации. Эти расчеты совхоза, наряду с ранее установленным заданием в денежном выражении, и утверждаются в качестве про изводственного плана совхоза. (Кстати, соображения совхоза о «наборе продукции», за счет которой он будет выполнять план реализации, могут фиксироваться и в форме договоров контрактации,— это дела не ме няет). Совокупность расчетов совхозов по сдаче продукции в натуре будет представ лять собой план сдачи в натуральном вы ражении в целом по району (и так далее) и ляжет в основу натуральных балансов, которые составляются соответствующими плановыми органами. Важнейшая особенность предлагаемого порядка планирования заключается в том, что направление производства, его структу ра, его специализация не навязываются сверху. Следовательно, открываются реаль ные возможности для дальнейшего разви тия планово-производственной инициативы снизу, активное участие в планировании и определении специализации хозяйства тех людей, которые знают, что лучше растет на закрепленных за их хозяйством землях. Как мыслится установление объема го сударственного задания по реализации про дукции? Очевидно, он должен исходить из фактических объемов сдачи продукции (в денежном выражении), достигнутых данным хозяйством за какой-то предшествующий период. Если, скажем, совхоз за три года, предшествующих планируемому, сдал госу дарству продукции на сумму 7,5 млн. руб лей, то план на этот год должен быть уста новлен на уровне среднегодовой сдачи за этот период, т. е. 2,5 млн. рублей. Надо полагать, что для районов сравнительно устойчивого увлажнения именно трехлетний период будет достаточным в качестве ба зисного, исходного. Для районов неустой чивого увлажнения, с более резкими коле баниями погодных условий справедливее взять среднегодовую сумму реализации за пять лет, предшествовавших планируемому году. Заметим кстати, что в сумму реали Ю Сибирские огни № 4 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2