Сибирские огни, 1966, №4

стоятельного планирования открывались и в животноводстве, хотя здесь определяю­ щая директива сверху (в форме государ­ ственного плана-заказа) охватывала зна­ чительно большую, чем в растениеводстве, долю производства. И все-таки, несмотря на некоторые улуч­ шения, основной недостаток, который был присущ системе планирования сверху, остался в значительной мере присущим и новому порядку. Изменилась форма — вме­ сто прямой директивы о структуре посевов, направлении животноводства и т. д. эти во­ просы решали по-прежнему органы управ­ ления, но уже в форме плана-заказа. Какую конечную экономическую цель преследует осуществление планирования снизу? Увеличение массы сельскохозяй­ ственной продукции, производимой на каж ­ дом гектаре земельных угодий, и удешевле­ ние этой продукции. Каково средство до­ стижения этой цели? Доскональный учет местных условий производства в данном хозяйстве (от состава почв до опыта и других особенностей работников), развитие наиболее выгодных отраслей т. е. о б о с н о ­ в а н н а я с п е ц и а л и з а ц и я . Все ос­ тальное — механизация, химизация и т. д.— дает максимальный эффект лишь при учете местных условий и особенностей. Важнейшим шагом вперед в деле под­ линного осуществления принципа демокра­ тического централизма во всей плановой работе, в развитии планирования снизу является решение мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС об установлении каж ­ дому совхозу и колхозу стабильного плана заготовок сельскохозяйственных продуктов на ряд лет, вплоть до 1970 года. Эта мера создает несравненно более благоприятные условия для развертывания инициативы и проявления творческих способностей спе­ циалистов, руководителей, всех тружеников сельского хозяйства. Государственный план-заказ ограждает­ ся от лихорадочных, поспешных, лишенных научного обоснования, ежегодных (а прак­ тически даже более частых) пересмотров, изменений и поправок. А ведь именно в процессе этих пересмотров и поправок сти­ хия субъективизма бушевала с особой силой. В условиях долгосрочного планирования заготовок особенно актуальной становится задача повышения качества, совершенство­ вания всей плановой работы в сельском хозяйстве. В документах мартовского Пле­ нума подчеркивается, что от правильного планирования закупок будет во многом за ­ висеть успех дела, и выдвигается задача проведения глубокой экономической работы в этой области. Одним из возможных вариантов даль­ нейшего совершенствования планирования сельскохозяйственного производства может быть переход от установления совхозом плановых заданий в н а т у р а л ь н о м выражении (план-заказ по сдаче опре­ деленных видов продукции в определен­ ном количестве) к установлению плановых заданий только в с т о и м о с т н о м выра­ жении (план по реализации государству товарной продукции на определенную сумму). В чем суть этого предложения? Совхоз получает от государственных ор­ ганов производственное задание, преду­ сматривающее, на какую сумму он должен сдать продукции. Коллектив совхоза, исхо­ дя из действующих сдаточных цен, должен самостоятельно, с учетом всего комплекса особенностей своего хозяйства, решить, ка ­ кое количество и какой продукции он дол­ жен сдать для того, чтобы «набрать» необ­ ходимую для выполнения государственного задания сумму реализации товарной про­ дукции. Затем хозяйство осуществляет деталь­ ное производственное планирование и пред­ ставляет вышестоящим органам сведения о том, за счет каких продуктов (и в каком количестве) оно выполнит план по сумме реализации. Эти расчеты совхоза, наряду с ранее установленным заданием в денежном выражении, и утверждаются в качестве про­ изводственного плана совхоза. (Кстати, соображения совхоза о «наборе продукции», за счет которой он будет выполнять план реализации, могут фиксироваться и в форме договоров контрактации,— это дела не ме­ няет). Совокупность расчетов совхозов по сдаче продукции в натуре будет представ­ лять собой план сдачи в натуральном вы­ ражении в целом по району (и так далее) и ляжет в основу натуральных балансов, которые составляются соответствующими плановыми органами. Важнейшая особенность предлагаемого порядка планирования заключается в том, что направление производства, его структу­ ра, его специализация не навязываются сверху. Следовательно, открываются реаль­ ные возможности для дальнейшего разви­ тия планово-производственной инициативы снизу, активное участие в планировании и определении специализации хозяйства тех людей, которые знают, что лучше растет на закрепленных за их хозяйством землях. Как мыслится установление объема го­ сударственного задания по реализации про­ дукции? Очевидно, он должен исходить из фактических объемов сдачи продукции (в денежном выражении), достигнутых данным хозяйством за какой-то предшествующий период. Если, скажем, совхоз за три года, предшествующих планируемому, сдал госу­ дарству продукции на сумму 7,5 млн. руб­ лей, то план на этот год должен быть уста­ новлен на уровне среднегодовой сдачи за этот период, т. е. 2,5 млн. рублей. Надо полагать, что для районов сравнительно устойчивого увлажнения именно трехлетний период будет достаточным в качестве ба ­ зисного, исходного. Для районов неустой­ чивого увлажнения, с более резкими коле­ баниями погодных условий справедливее взять среднегодовую сумму реализации за пять лет, предшествовавших планируемому году. Заметим кстати, что в сумму реали­ Ю Сибирские огни № 4 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2