Сибирские огни, 1966, №4
предприятий. По нашему мнению, они долж ны занять подобающее место и в практике п л а н и р о в а н и я сельскохозяйственного I производства. II Необходимость централизованного пла нового руководства экономическими про цессами представляет собой одно из важ нейших преимуществ социалистического способа производства. Сознательное уста новление и поддержание научно-обоснован ной пропорциональности в результате по следовательного осуществления ленинского принципа демократического централизма в планировании способствует ускорению тем пов развития нашей экономики. В период культа личности были допу щены серьезные извращения в планирова нии, выразившиеся в чрезмерной централи зации плановой работы. Особенно эти не достатки укоренились в практике планиро вания сельскохозяйственного производства. Использование всей земли в плановом за дании расписывалось сверху, не оставляя ни малейшей возможности планировать снизу, на местах. Основной порок этой системы — объек тивная невозможность учета местных усло вий производства, значение которых в сель ском хозяйстве исключительно велико. По лучалось, что те, кто планировал, плохо знали (а иногда и совсем не знали) мест ные особенности планируемого хозяйства. Те же, кто знал особенности, плюсы и ми нусы своего совхоза, от участия в плани ровании были практически о+странены. В ре зультате — огромный недобор продукции из-за иеобснованного размещения плановых заданий, хроническое невыполнение планов из-за необоснованных количественных ха рактеристик этих заданий. Стремясь к ликвидации извращений, ЦК КПСС и Совет Министров СССР при няли в 1955 г. постановление о новом по рядке планирования колхозного и совхоз ного производства. Постановление это сыграло определен ную положительную роль в развитии плани рования снизу, в подъеме сельскохозяй ственного производства. В то же время практика десятилетней работы показала, что поставленная цель не была достигнута. В чем же состояла основная причина не удач в осуществлении планирования снизу? Рассмотрим этот вопрос на примере расте ниеводства После 1955 'год а главным планируемым сверху заданием являлось е ж е г о д н о устанавливающееся задание (в н а т у р а л ь н о м выражении) по количеству продукции растениеводства, которую сов хоз должен сдать государству. Задание это содержалось в государственном плане- заказе. Казалось бы, такой порядок откры вал полный простор для самостоятельного решения вопросов специализации в самом хозяйстве. Но в том-то и дело, что само стоятельность эта — лишь кажущаяся. Еже годный план-заказ обязывал совхоз сдавать о п р е д е л е н н ы е виды продукции в о п р е д е л е н н о м количестве. Это обо значало опять-таки предписание сверху определенной структуры посевов. Если сов хоз, в соответствии с планом-заказом, дол жен был сдать государству 70000 центнеров пшеницы и если фактическая средняя уро жайность пшеницы за несколько предше ствующих лет составила 10 центнеров с гектара,— это означало не что иное, как предписание совхозу отвести под посев этой культуры 10000 гектаров пашни (с учетом необходимости засыпки собственных семян и возможных скидок по рефакции). Так обстояло дело с товарными культурами, удельный вес которых в посевах совхозов Западной Сибири достигает обычно около 70 проц. Таким образом, структура посевов примерно на 70 проц. пашни диктовалась сверху, причем структура, ежегодно изме нявшаяся. Так же обстояло дело и в животновод стве. Ежегодно пересматривавшийся госу дарственный план-заказ требовал сдачи государству определенного количества опре деленной продукции — мяса, молока, шер сти, яиц и т. д. При фиксированной (или очень медленно изменяющейся) продуктив ности это практически означало навязыва ние совхозу определенной структуры пого ловья определенных видов скота. Так что же, новый порядок планирова ния совсем ничего не дал для развития инициативы снизу, не открыл никакого «оперативного пространства» для самостоя тельного решения хозяйством каких-либо планово-производственных вопросов? Нет, такой вывод был бы неправильным. Новый порядок планирования означал в этом от ношении все-таки довольно заметный шаг вперед. Во-первых, он создавал совершенно но вую психологическую обстановку, в которой официально признавалась и морально под держивалась инициатива работников самих сельскохозяйственных предприятий в плани ровании производства. В этих благоприят ных условиях коллектив и руководители хозяйств более активно отстаивали подлин ные интересы производства, успешно высту пали против мелочной опеки вышестоящих органов, которая мешала развитию произ водства. Во-вторых, новый порядок ограничивал сферу действия планирования «сверху». Сверху устанавливалась структура посевов лишь товарных культур. Что касается нето варных (кормовых) культур, то набор их, структуру их посевов хозяйство имело пра во (во всяком случае формально) опреде лять самостоятельно. Следовательно, для развития инициативы и планирования снизу были не только морально-политические воз можности, но и определенная территория примерно на 25 проц. имеющейся в хозяй стве пашни. Некоторые возможности само
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2