Сибирские огни, 1966, №4
При первой встрече между ними произошел такой разговор: — Вы тут много наслышитесь о «творчестве»,— Климов усадил Юрия на. диванчик, а сам шагал взад-вперед по тесной каютке лоцман ского судна и говорил, будто диктовал: — С этого начнем и мы. Недавно по радйо выступал какой-то знаменитый музыкант, кажется, скрипач. Послушать такое выступление, и сразу становится понятным, что такое настоящее творчество. Дома он каждый день играет три — четыре часа на память. Каждый день одни и те же вещи. Изо дня в день, из года в год. Потом идет на концерт и там играет эти же вещи по нотам. Только по нотам. Он так и сказал: «Забудь я дома ноты, концерт пришлось бы отложить ровно на столько, сколько времени потребуется, чтобы съез дить за ними. Потому,— здесь голос Климова обрел некую торжествен ность.— Потому,— сказал музыкант,— что дома мы можем полагаться на свою память, там нас слушают только стены, а на концерте из ты сячи нот не должно быть ошибки ни в единой». Вы согласны с музы кантом? — Согласен. Их глаза встретились, и каждый подумал о своем. Климов поду мал, что вся мудрость этой притчи о музыканте, наверное, будет з абы та или осмеяна учеником, как только тот потверже встанет на ноги,— сколько уж перебывало у него таких! А Юрий вспомнил в этот момент,, как за минуту до встречи с Климовым ребята успели преподать ему беглый урок, суть которого сводилась к одному: соглашайся. —: Ну, а коли согласны,— сказал Климов,— начнем учебу. Что вы умеете делать? — Я окончил мореходное училище. — Очень хорошо,— спокойно одобрил Климов.— Тогда для начала сделайте вот это... Он достал с полки задачник по мореходной астрономии, наугад рас крыл его и отчеркнул ногтем полторы страницы. — Вот. Решите и покажете мне. — Когда? — Желательно завтра. Утром. Юрий не любил шутников, особенно тех, которым за пятьдесят.. Сделать за вечер двадцать три задачи. Но он вспомнил, как ребята предупреждали его: «Будет пробовать на излом — не поддавайся». — Хорошо,— сказал Юрий.— Я могу идти? Он ушел в носовую каюту, пустовавшую по причине ее близости к якорным клюзам. В каюте было прохладно, а тихое поскрипывание якорного каната задавало мыслям мерный рабочий ритм. Первая задача обошлась ему в сорок минут времени и в четыре выкуренные сигареты, последняя была переписана набело за час до утреннего чая, когда подвахтенный матрос уже драил мыльной водой палубу в узком коридоре. Перед чаем Юрий постучал в каюту Климова: — Разрешите? Климов внимательно осмотрел ученика с ног до головы. Под гл а зами синие тени, но выбрит чисто, подтянут. Это хорошо. — Пожалуйста ,— Юрий протянул Климову вдвое сложенную уче ническую тетрадь, исписанную от корки до корки цифрами и греческими буквами. Не раскрывая тетради, Климов спросил: — Все? -6-, Двадцать три штуки . . — И все — верно?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2