Сибирские огни, 1966, №4

— А может, подождешь, подумаешь как следует? — Нет! — с какой-то мучительной необратимостью отрезал Леша . Он присел ко мне на койку, усталым взглядом уперся в пол. Мы помолчали. — Знаешь,— сказал я,— И ведь все это у меня на глазах. Как же это я раньше. .. — Хватит,— оборвал он меня.— Хватит на сегодня исповедей. Потом тихо добавил: — Дело мое личное, и решать я буду сам... Д ЕВЯ ТЬ МИНУТ В местной газете говорилось: «И в этом году первое судно на И г ар ­ ский рейд привел старейший енисейский лоцман П. А. Климов». Сообщение было напечатано крупным шрифтом на первой полосе. Это никого не удивило: Игарка существует для кораблей, увозящих отсюда сибирский лес во все концы земли, в кораблях причина ее рож ­ дения, в них же смысл и оправдание всей ее жизни. Не удивила никого и фамилия лоцмана, удостоенного высокой че­ сти: перелистав газетные подшивки за последние шестнадцать лет, в каждой из них, в одном из июльских номеров, вы встретите одно и то ж е — «старейший енисейский лоцман П. А. Климов». Хотя сказать «не удивила никого» было бы не совсем верно. Уди­ вило сообщение самого Климова.. . У старейшего енисейского лоцмана была склонность к порядку во всем, даже в мелочах. Больше, чем склонность,— страсть, недуг, своего рода талант. Воплощением порядка может служить четкая прямая линия. Ха ­ рактер, взгляды, мысли, осанка, почерк,— все в Климове было четко и прямолинейно, д аже худое готическое лицо: его портрет легко нарисо­ вать с помощью линейки, стоит лишь снять размеры. Что же касается работы, то здесь заодно с Климовым и сама на­ вигационная карта ,— все шесть листов ее от рамки до рамки исчерчены бескомпромиссно прямыми линиями рекомендованных курсов. Сам Климов не помнил в своей жизни случая, чтобы, проводя судно по Ени­ сею, он хоть на метр уклонился бы от этих курсов, и когда его в шутку спрашивали: — А что, Климыч, если вдруг поперек курса остров намоет? — он вполне серьезно отвечал: — Тогда я упрусь в остров. Все это служило хорошей мишенью для шуток, острот и афориз­ мов, особенно обильных со стороны молодых лоцманов, принимавших всерьез слова из учебника о том, что лоцманская профессия вплотную граничит с искусством. А для искусства,— добавляли они от себя,— нет ничего зазорнее, чем топтать исхоженные тропы. Тех же взглядов придерживался и Юрий Русланов, бывший ученик Климова, парень сдержанно-горячий, и внешностью, как считал Кли­ мов, напоминавший студента, не хватало только очков. Почему студен­ т а — Климов и сам точно не знал: здоровая юношеская худощавость, модный пробор в негустых светлых волосах, спортивно-упругая походка, одеколон после бритья,— вот и все. Но раз уж Климов подумал про сту­ дента, мыслей своих он менять не стал. 8 Сибирские огни № 4 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2