Сибирские огни, 1966, №3

мануфактуры и карасина ничего не было сказано... Стал-быть, нельзя ворошить Губиных да Коряковых... Алексея Ивановича поддержали: — Известно, мы не грабители. Касаемо хлебушка — полное право нам дадено, потому — хлеб — энто, братцы, жизнь, и не положено при советской власти одному жрать в три горла, а протчим голодать. — Эх, братцы, на свою голову бережем всю свору — тяжко вздох­ нул Шубин,— покажут они нам, ежели и впрямь япошки к Иркутску продвинутся!.. — Это что говорить!.. Долго толковали коммунисты колыванские о засилье «бывших лю­ дей», но не знали еще, что подпольные контрреволюционные комитеты уже организованы,— не только в Колывани и во Вьюнах, но и в дерев­ нях Кондаково, Гутово, Кандауровке, в Чаусе, Амбе, Скале, Почте, на Алтае и в смежных губерниях... Особенно прочно сидела антисоветчина в селах Тоя-Монастырское, в Дубровино, Вандакурово и в Черном Мысу... Близился праздник христианского всепрощения и умиленных лоб­ заний— святая пасха. Город Новониколаевск мало заботился о встрече древнего праздни­ ка. В канун пасхи дощатый цирк, что расселся квашней на умолкшей базарной площади, был переполнен народом -— состоялся очередной диспут коммунистов со священнослужителями на животрепещущую те­ му: есть ли бог? Коммунистические атеисты доказывали, как дважды два четыре — бога нет. Иереи взахлеб кричали: — «Ан есть!» Тогда агитаторы пустили по рукам фотографии, запечатлевшие де­ сятки изрубленных шашками людей — тех, что сейчас лежат под могу­ чей рукой с факелом в сквере Героев Революции. Верующие и неверующие, рассматривая трупы, плакали. И случись же: кто-то из бывших арестантов, уцелевших от рубки и попавших в цирк на диспут, опознал в одном из церковных оппонен­ тов тюремного попа... Тут такое поднялось!.. Иереи с позором бежали. И еще выступил снова приехавший из Омска цекист в пенсне на черном шнурочке — Емельян Ярославский. Емельян поведал, что такое пасха, из каких закоулков еврейского талмудизма, перекочевала она в православие. Эти атеистические мероприятия шибко повернули думки жителей в сторону безбожия. Особенно — рабочий класс: из железнодорожного депо, с завода Труд, с Сухарного завода. Многие рабочие заключали меж собой соглашения — нонче пасху не праздновать. И то сказать: слишком сильны еще были в памяти фи­ гура попа у пулемета на колокольне, облик тюремного иерея-провокато- ра и проповеди омского колчаковского архиепископа Сильвестра, при­ зывавшего уничтожать рабочий класс «через десятого»... Город Новониколаевск, за исключением матерого кондового обы­ вателя, к пасхе тысяча девятьсот двадцатого года отнесся индиффе­ рентно. Правда, некоторые «коровные» да хорошо «освиненные» попыта­ лись сообразить окорока и куличи и творожные пирамидки пасхальные, побаловать собрались брюхо, да мало их было...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2