Сибирские огни, 1966, №3
того самого, который в начале романа одоб рительно похваливал прожектера. Н о как же быть с «низовыми кадрами», где роль ' масс, роль рядовых коммунистов? Не бес покойтесь — у И. Шумилова все предусмот рено: с Маховым «воюют». Главный агро ном совхоза Петров безропотно оставляет должность, не согласившись с завышенным планом посева свеклы; выкрикивает пьяные угрозы бригадир Ведерников, послушно оставляя после своей выходки поле брани; пытается возражать механик Черемных; что-то копает потихоньку парторг Белов. Главный противник Махова секретарь рай кома Чернаков «под занавес» высказывает заветные мысли автора: — Стремление к почету, к власти, к вы сокому чположению — это почти болезнь... Вроде алкоголизма... Да, освобождение от старых наростов идет с болью, с кровью. Надо помнить, что это не вина Махова, это его беда. Подытоживая главную мысль автора, мы придем к следующим поразительным выво дам: а) ж аж да славы (культ личности) это болезнь, по своей клинической картине на поминающая алкоголизм; б) развивается эта болезнь роковым образом, вне зависи мости от воздействия окружающих — самые противоречивые обстоятельства не способны ни остановить, ни предотвратить ее. Заключительная сцена романа блиста тельно подтверждает мысль И. Шумилова. Больной, потерпевший фиаско Махов, пови нуясь искреннему порыву, собирается со единить судьбу с любимой женщиной, по рвав с нелюбимой женой. Н о он не может сделать и этого, потому ' что опасается,— а как это скажется на его карьере? Он вновь во власти одной меч ты — взлететь повыше. Обратимся к другому, не менее поучи тельному произведению последних лет — к роману Е. Осокина «Судьбы людские...» с подзаголовком — «Апулькины». ...Председатель облисполкома, слушая выступление председателя райисполкома, почему-то пожал плечами. «Не туда мы гнем»,— так понял этот жест заместитель председателя райисполко ма Апулькин и попросил слова. — Обязательства района явно занижены, товарищи! — под аплодисменты зала вос кликнул Апулькин.— Мы можем дать Р о дине значительно больше и мяса, и масла, и много другого! «Скромен и, видно, напорист, деловая хватка есть. И самокритичен... Местные ус ловия знает...» — так размышляет предсе датель облисполкома, и Апулькина переса живают в кресло «хозяина района». Удивляет не то, с каким легкомыслием было принято столь ответственное реше ние — мало ли гЬловотяпских решений встре чается в жизни? Поражает, что весь гнев автора, вся страсть изобличателя направле ны на ничтожного карьериста и очковтира теля Апулькина и Никак не задевают незадачливых горе-руководителей области. И вновь мы становимся свидетелями пси хологического эссе — истории карьериста, подлеца, беспринципного деляги, истории с . заранее предрешенным концом. Адам Лукич Апулькин, в отличие от М а хова, имеет гнилые корни: его отец всю жизнь стремился к обогащению и не стал кулаком только по несчастному стечению обстоятельств. Сын, таким образом, с дет ства впитал ж аж ду власти, почета. Параллельно исследуя два характера — отца и сына, автор показывает, как гибнет, не получая благоприятной почвы в совет ской действительности, мелкий жулик-отец и как рушится карьера более крупного спе кулянта, политического жулика — сына. Что касается отца, то здесь автору уда ется вполне логично, по всем многократно проверенным канонам раскрыть характер деревенского лавочника, подкулачника, по пытавшегося в период нэпа темной аферой выйти в «люди» и потерпевшего неудачу. С о вершенно естественно Апулькин-старший всем ходом событий вытесняется из жизни, вынужден покинуть колхоз и заняться мелкой спекуляцией. Жалкий, всеми покинутый (в том числе и собственным сыном), он умирает с пачкой денег, привязанных к ж и воту. Д ля того, чтобы показать историю воз вышения и краха Адама Лукича, человека, воплотившего в себе культовую идеологию, автору нужно было либо смело идти нехо- женной тропой, либо прибегнуть к извест ным образцам. Е. Осокин избрал последнее. Мы уже рассказывали про эпизод с на значением Адама Лукича на должность председателя райисполкома. Уж е здесь до статочно отчетливо видно, что перед нами человек беспринципный, действующий по лакейской присказке «чего изволите?» Уж е из этой сценки легко понять, что перед на ми махровый очковтиратель, готовый ради одобрительной улыбки начальства назвать любую цифру обязательств. Таким Адам Лукич вступает в роман, таким остается на всем его протяжении. В характере нет даже того рокового усиле ния порочных начал, как это было у М ах о ва. Персонаж, подобный Апулькину, в боль- \ шом романе (и в жизни) может претендо вать только на эпизодическую роль. Но автор уделяет ему неправомерно большое место, завязывает вокруг своего Адама Л у кича цепь событий, сталкивает его почти со всеми героями книги. И что же? Вновь, как и в «Жажде», перед нами, «помимо» волн автора, возникает галерея слепцов, хлюпи ков, разыгрывается очередная партия «в поддавки». Председатель колхоза, старый коммунист Пахтачев, судя по авторской характеристи ке, человек с крепкой революционной за кваской, услышав требования Апулькина сдать сверх плана семенной фонд, мнется: «— Разве дело — сдавать семена, а вес ной опять же просить у государства?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2