Сибирские огни, 1966, №3
ного» взгляда. В обычном дремлет чудо — надо только его увидеть и разбудить. Женщина стоит на подоконнике, С, тряпкой наклоняется к ведру. Тоненькие-тоненькие Кленики Вдруг зашелестели на ветру. .Есть в новом сборнике А. Васильева ащш, которые невозможно пересказать, как и втиснуть в рамки какой-то устоявшейся схемы восприятия. Сокровенное, вечное, Приношу И хочу докричаться. Но немая река безучастно Шевелится во тьме. Эге-гей1 Что это? Тютчевское «нам не дано преду гадать, как наше слово отзовется»? Или аллегорическое осуждение некой равнодуш ной стихии в жизни? Или ожидание какого- то свершения в ней? Вероятно, и то, и дру гое, и десятое. Все зависит от того, в каком душевном настрое придет читатель к этим стихам... Новый сборник поэта называется «Твои ми тропами». Это — второй его сборник. За те два года, которые отделяют его от выхо да первой книжки,, поэтический голос авто ра заметно окреп, возмужал. Но справед ливости ради надо сказать, что в иных его стихах встречаются все еще и многословие, и смысловая невнятица, и неумение свести «концы с концами» — стихотворение, непло хо задуманное и начатое, вдруг сбивается, уходит в сторону от главной своей маги страли. Впрочем, неумение ли это? Кажется, можно назвать это иначе: спешка, невзы скательность к себе, к своему творчеству. Скажем, даже неплохое, в общем, стихо творение, а открывается весьма несрежим, претенциозным зачином, где фигурируют и «крест твоего презренья», и «глаз твоих по темневший Каспий». Право же, лишнее все это, от этих библейски-многозначительных атрибутов стихи не выиграли. Все же промахи поэта — дело преходя щее. Те или иные стихи его могут нравить ся или нет, но ясно одно: они непременно должны задеть читателя. А это — главное. И л ь я З ы н о в ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СКАЗ О ПРИРОДЕ З абайкалье... Природа его многим от личается от природы дажё смежных географических районов; она своеобразна и многолика. О Забайкалье, о Читинской области на писаны толстые ученые труды. А вот писа тель Георгий Граубин в сравнительно не большой книжке ухитрился сказать очень многое1. Чем же интересно его произве дение? Автор хорошо знает свой край. Участки тайги, горы и долины, реки и речушки, озе ра* отдельные урочища и т. д. даны в кни ге с их подлинными названиями — материал достоверный, из первых рук... Г. Граубин любит родную природу, и эта любовь про низывает собой каждую страницу; сухие ученые материалы оживают, когда речь за ходит не только о том, что есть, но и о том, что может быть, т. е. какими способами, мерами должно преобразовать, обогатить природу Забайкалья, как ее охранять. Мир природы показан в «Четырехэтаж ной тайге» образно и впечатляюще. Полно кровной, горячей жизнью в книге живут не только леса, звери и птицы, но и горы, реки, даже недра, ветры и облака, то есть все явления природы, все ее части, элементы. Ученый, возможно, и не согласится с не которыми высказываниями писателя; с ци татами, сравнениями (тем более, что в кни ге не указаны источники, откуда взяты те или другие сравнения, примеры; редко на зываются и авторы научных трудов). Может быть, следовало бы приложить список этих книг? А то читателю приходится просто соглашаться с автором, верить ему на сло во, что многие приведенные примеры из на учных работ действительно были опублико ваны. Но это не умаляет основного досто инства книги Г. Граубина — любовно сде ланного художественного описания родной природы... Автор начинает с геологии и сразу же рисует интересную художественную карти ну: «Я пишу эту книгу на дне моря. Я не морской житель, просто на том месте, где стоит мой город, когда-то шумело море... Четыре раза морское дно становилось су шей, а суша покрывалась водой... Теперь на том месте, где шумели свирепые волны и резвились гигантские рыбы, стоит мой го род, моя Чита». Рассказывая о прошлом, Г. Граубин показывает эволюцию жизни на земле от трилобитов до огромных наземных живот ных третичной эпохи, сопровождая их та кой характеристикой: «семья ползающих, бегающих, прыгающих тварей все прибыва ла и прибывала... Наверное, у любого охотника при встрече с таким чудовищем душа ушла бы в пятки». Основательно и подробно написан раз дел о тайге. Это понятно: ведь они и бли же и дороже, современнику, эти хвойные и смешанные, горные и долинные леса с их богатой, разнообразной жизнью. Хорошо рассказано в книге о богатствах тайги, ее разнообразных ресурсах. Речь идет не толь ко. о древесине, но и о пищевых продуктах, 1 Георгий Г р а у б и н . Четырехэтажная тай га, Иркутск. Вост.-Сиб. кн. изд., 1965,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2