Сибирские огни, 1966, №3
показать, какие именно условия способст вуют расцвету страшных «талантов» люми- нарских и им подобных. Антиподом Люминарского в романе изо бражен Глеб Зимин. К сожалению, в рас крытии' образа ощутим существенный недо статок. Писатель словно забывает, что многое из того, что нам теперь извест^ о культе личности Сталина, в те дни было по крыто плотным туманом. Читая страницы, Посвященные объяснению Глеба с Люми- нарским, никак не можешь отрешиться от мысли, что разговаривает не Глеб в июне сорок первого, а автор романа в наши дни. Слишком «сегодняшними» выглядят, напри мер, рассуждения Глеба о «солдатах пар тии», о характере советско-немецких отно шений. Таково же впечатление и от споров, разгорающихся в семье родителей жены Глеба — Максаковых. Человеком кристальной чистоты и бес компромиссной честности выведен в романе старший брат Глеба— генерал Сергей Зи мин. На него похожи (порой даже чересчур, чтобы стать выраженными индивидуально стями)’ генерал Данилов, командир дивизии Евдокимов, член Военного Совета Никри- тин. Эти люди не пассивны, они готовы бо роться за правду и борются за нее. Тяжело читать о том, что в самый канун войны на смену генералу Зимину присы лается конъюнктурщик, не желающий и не умеющий самостоятельно мыслить, генерал Гуков. Под его командованием дивизии при дется встретить первый удар врага. Горькие воспоминания о прошлом вызы вает и образ лектора Широкова, который, в отличие от Гукова, имеет самостоятельное мнение на происходящие события, но в сво их лекциях предпочитает о нем умалчивать. В волнующем романе Александра Розе на далеко не бесстрастно рассматриваются события прошлого. И это понятно. Слишком сильна еще боль за трагические ошибки незабываемых дней июня сорок первого. В. N1ы ш к и н „ТВОИМИ ТРОПАМИ" Г"! оэзия, как и сама жизнь, не имеет * * исчерпывающего определения. П ож а луй, и не может иметь: она — стихия, вечно обновляющаяся, и не так-то легко втиснуть в рамки ученой формулы ее живую и мно гообразную суть. Н о иногда говорят так: поэзия есть точность. И это верно. Конечно, в виду имеется не точность копировальщи ка, а та емкая художественная избиратель ность слова, образа, интонации, которая схватывает в явлении главное, самое суще ственное. В недавно вышедшей книге стихов Анатолия Васильева1 есть стихотворение «Красный Яр». «Над сибирской рекой Иши- мом обрывается Красный Яр...» Перед ним поля и деляны — На почтительном далеке. С кручи падающими телами Он исчерчен при Колчаке. Юность отцов, гражданская война — те ма шйроко популярная. И именно в этом трудность ее дальнейшего поэтического освоения. С некоторой опаской ждешь, что очередные стихи на эту тему пойдут по окниженной дороге, что начнется разговор «вообще» — на общеизвестном материале и с соответствующими, не очень свежими «примерами» и «выводами». Но нет, эту «кручу», исчерченную «падающими телами», видишь воочию, она не вычитана из какой- нибудь книги на историко-революционную тему. И так же не вычитана боль поэта, его живое раздумье... Стихам А. Васильева свойственна острая экспрессия, нелюбовь к «разжевывающим» описаниям. Залп конвоя гремит в отдаленье, И кустарник примят внизу... Слов немного, а картина, и притом в дви жении, в трагедийном своем развитии — живет. Точность основной детали — и ника ких промежуточных подробностей. Они опущены за ненадобностью. Их, коль н уж но, без труда дорисует воображение чита теля. Не преподносить готовых выводов, оста влять «работу» для читателя — ценнейшее качество поэзии. И оно присутствует во мно гих стихах А. Васильева. Во многих, но не во всех. Его, пожалуй, нет хотя бы в стихо творении «Врач». А очень жаль! Потому что стихотворение привлекает многими сво ими частностями. Кажется воздух в палате затхлым. Кажется солнце в палате ложным. Это — о больном, которому врач не в со стоянии'— пока! — помочь. Но это и о враче, потому что боль человеческая — взаимна. Однако концовка стихотворения слишком традиционна: «Человек тяжко болен в моей палате. Снова мудрейшие книги горою. Сно ва пробы, пробирки и термостаты... Все равно я найду. И открою!» Вот именно — «снова». Разумеется, мы верим герою, но стихи-то тут ни при чем. Просто — так уж оно ведется на свете, что человек должен открывать неоткрытое... Поэт, впрочем, чуток и к обычному, при мелькавшемуся, потому что знает:, обычно оно лишь для поверхностного, «неочарован. 1 Анатолий В а с и л ь е в . Твоими тропами. Стихи, Новосибирск, Зап,-Сиб. кн. изд., 1965.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2