Сибирские огни, 1966, №3
значении. Вполне естественны аналогии с событиями гражданской войны; двенадцать заповедей красногвардейцев становятся клятвой партизан в период Великой Отече ственной войны. Связь времен, поколений, органическая взаимозависимость прошлого, настоящего и будущего явственно ощущает ся в произведении В. Кочетова. На ряде примеров писатель показывает, что репрес сии, которые обрушились на партию и народ в конце тридцатых годов, нисколько не по колебали уверенности советских людей в справедливости и незыблемости социалисти ческого строя. Одним из ценнейших качеств советского солдата была его глубокая идей ная убежденность, верность партии. В пер вых рядах защитников Родины всегда шли коммунисты и комсомольцы. В. Кочетов приводит отрывок из письма одной немки на фронт мужу (или сыну): «Все знают у нас, как трудно вам воевать. Русские не люди, а кошмар. С ними, слы шали мы, эти ужасные политруки». Дейст вительно, они «ужасны», эти политруки, тем более, что встречаться с ними приходилось фашистам так, как некоему Гансу: «Немец увидел, как над цепью, намерт во прижатой к земле, вдруг поднялся чело век в серой шинели, поправил ремень пор тупеи, вскинул штык винтовки и побежал под огонь вперед. Человек не сказал ни сло ва, но цепь поднялась тоже...» Нет возможности остановиться хотя бы кратко на наиболее интересных эпизодах обороны Ленинграда, первого года блокады, * нашедших отражение в «Записях». Перед читателем проходят десятки героев, каждо му из которых посвящено максимум стра ница — полторы. Н о на этих страницах они встают зримо, во весь рост, запоминаясь читателю. В начале «Записей» В. Кочё'гов словно предупреждает читателя: «Это была моя война. Потому что у каждого, кто участво вал в ней, она была именно своя, много ли, мало, но отличавшаяся от войны другого». Писатель не претендует на обстоятельное, вполне объективное отражение войны, он субъективен, но эта субъективность, при страстность делает «Записи» волнующим произведением, заметным вкладом в совре менную литературу о минувшей войне. Ю. Б л а н к НАКАНУНЕ В ремя действия этого романа1 обозна чено чётко: с восьмого по двадцать второе июня сорок первого года. Последние две недели мирной жизни... Александр Р о з е н Последние две недели, Роман с,двумя отступлениями. «Звезда», 1965, № 1, Гитлер стягивает войска к советской границе, перебежчики с германской стороны доносят, что вот-вот начнется война, об этом же говорят дипломаты, военные, хо зяйственники. Близость войны особенно за метна в пограничных районах. Над распо ложением советских войск открыто кружат немецкие самолеты-разведчики. Но наши зе нитки молчат, и боевая готовность войск оставляет желать лучшего. Сталин сказал: «Слухи о приготовлении войны считать про вокационными». А Сталин, как говорит один из героев романа, верит только себе и счи тает, что «прогнозы должны сбываться». ...Предчувствуя близость войны, немец кая фирма «Кубе и сыновья» намеренно поставила одному из ленинградских заводов неисправную турбину. Для расследования этого факта из Берлина в Ленинград при езжает сотрудник советского торгпредства Глеб Зимин. Дефект турбины не вызывав г сомнений. Но тут в Ленинград прибывает ответственный сотрудник Наркомата Внут ренних Дел Люминарский, цель которого доказать, вопреки фактам, что рекламация директора завода — одна из провокаций, «мудро» предусмотренных Сталиным. Люминарский — новый образ в нашей литературе. Из партийных документов изве стно, что в Н К В Д были авантюристы. Алек сандр Розен не только показывает одного из них, но и обнажает его корни. Прошло му Люминарского посвящено специальное отступление. Перед нами проходят картины жестокого, омертвляющего душу воспита ния героя в детстве, мы читаем о первых его шагах по стезе доносчика-клеветника, приведших к головокружительной карьере. С нескрываемым отвращением рисует писа тель портрет Люминарского, его манеру «работать» (так называл он свои допросы), в которой главное место занимает мелкое самолюбование ничтожества. Особый интерес представляет эпизод встречи Люминарского в театре с артистом Аркадьевым, играющим роль следователя# Самсонова. В исполнении талантливого ак тера образ следователя, борющегося за истину, воплощает представления советских людей о чекисте как о «рыцаре справедли вости». Люминарский же смотрит на Сам сонова как закоренелый вор на честного человека. Он и ненавидит его, и завидует ему. Этот эпизод и следующая за ним вторая встреча Люминарского с Аркадьевым — Самсоновым в театре создают нечуо вроде «эффекта раздвоения», которым достигается особая глубина изображения. Невольно вспоминаются «Братья Карамазовы». И, ви димо, не случайно другой .отрицательный герой романа Виктор Шкроев, безуспешно пытающийся утвердить себя в жизни кле ветническим доносом на товарища, чем-то напоминает Смердякова. Но образ Шкро- ева, которому посвящено второе отступле ние романа в прошлое, получился, по-моему, слабее, чем образ Люминарского. Заслуга писателя в том, что он сумел
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2