Сибирские огни, 1966, №3
робить, как коробит всякий раз при видь современности, насилующей историю. В 1941 году Сталин не был объектом всеобщей критики, его имя служило сим волом народной веры в победу. Об этом напоминает и наш собственный опыт и, между прочим, тогдашнее творчество К. Симонова. Народная трагедия военных лет — те перь мы не можем не сознавать — усугуб лялась народной надеждой на человека, немало в ней повинного. ♦* * Вот ведь как получается: с одной сто роны, фильмы ниспровергают культ лично сти, а с другой — продолжают его тенден ции: модернизируют историю, недостойные средства норовят оправдать высокой целью, низводят народ до уровня бессло веснотерпеливых исполнителей, грешат, ил- люстраторством и элементарностью (ох, уж эта «двухсторонняя» критика...). Нет ли тут, однако, противоречия, возможно ли такое? Возможно. Хоть и противоречие несом ненно. То — глубинное, непростое противо речие, таящееся порой и в самой нашей жизни, и в нашем собственном сознании, особенно — сознании художников. Инерция мышления, разработки характеров, построе ния сюжета более сильна и менее подконт рольна, чем может показаться. Годами складываются творческие прин ципы, художническое мироощущение. И не меняются с быстротой печатания газеты. Понятно наше нетерпение, но пусть будут понятны и возможности творчества. П о спешность здесь не всегда правомерна и не всегда плодотворна. Скоро сказка сказывается,— говарива ли деды,— да нё скоро дело делается. Зависимость между временем, его тем пом и мышлением художника — проблема тонкая и многосложная. К ней не раз обра щались люди искусства вообще и кинема-, тографисты в частности, обращались на разных этапах, по разным, обычно, конкрет ным поводам. Она приковала к себе вни мание и учредительного съезда работников кино. В этой связи один из виднейших наших режиссеров Г. Козинцев процитиро вал старую статью Ю. Тынянова: «Мы живем в великое время. Вряд ли кто-либо может в этом сомневаться. Н о мерило ве щей у многих вчерашнее, у других домаш нее. Трудно постигаются величины». Это на редкость точная формулировка: трудно постигаются величины. И чем они больше, сложнее, тем труднее. Но, не по стигая их, нельзя творить подлинное искусство. Фильмы, которые мы разбирали, созда вались в годы, не отличавшиеся безоблач ной ясностью (да и случаются ли такие?), в годы, еще не свободные от субъективист ских, волевых, а иногда, и малокомпетент ных решений. 12 Сибирские огни № 3 Не составляет большого труда и боль шой доблести развенчать сегодня финалы «Тишины» и «Председателя». Но только ли авторы в нем повинны, только ли их дур* ного вкуса это результат? Коль мы взыскуем честности, давайте и сами будем честными до конца. (Яростные противники «чистого» искусства, мы иной раз не прочь пойти ему на уступки, и с голубоглазой наивностью приписываем ав тору вместе с его виной — чужую, валим воедино вину и беду его). Перенесение действия «Тишины» на неф тяные прииски, шофер-азербайджанец (спасибо, что не говорит «душа любезный»), семейная встреча героев на фоне вышки, слов нет, свидетельствуют о невзыскатель ности сценариста и режиссера. Н о если бы лишь об этом. Едва не десятилетиями внедрялась — да еще как! — концепция советского «хеппи энда»: «плохой» конец не типичен, искажа ет, не передает, сеет уныние и т. д. и т. п. То была не чисто теоретическая выкладка, своим совершенствованием она обязана не одним критикам. Она подкреплялась впол не определенными административными ме рами. И фильм, дабы дойти до экрана, обязан был ей соответствовать. Кто отважится утверждать, будто кон цепция «хеппи энда» уже стала достоянием прошлого? В прошлое на первых порах отходит самое нетерпимое в жизни, и обычно лишь тогда его перекрещивает искусство. А ме нее явное, гнездящееся к тому же внутри сферы искусства, отмирает гораздо медлен нее. Ополчаясь в книгах и статьях, филь мах и спектаклях против дурного и чуждо го, омрачавшего народную жизнь сороко вых годов, мы нередко имеем в виду не столько культ, сколько личность. Такова, видно, природа человеческого вообще и художнического, , в частности, восприятия — персонифицировать зло (и добро), особенно на первых порах, прежде чем время проделает анализирующую рабо ту. Связанное не с личностью, а с явлением, порожденным ею, но уже обретшим само стоятельность, труднее поддается осмысле нию и расшифровке. Понятен ход творческой мысли Ю. Н а гибина и А. Салтыкова при создании обра за Калоева. Она отталкивалась от реаль ного прототипа,— его родство с ним авто ры не считали нужным скрывать. Однако явление, став личностью, сузилось, ло кализовалось . Наше время все менее терпимо к об щим формулам,— .при неумеренном упот реблении они превращаются в заклятия. Пусть бы меньше было таких заклинаний, эмоциональных всплесков, а побольше спокойной деловитости при неспешном разборе художественных удач и неудач последних лет. Приспел, как видно, час, когда искус ство уже не может ограничиваться пов- 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2