Сибирские огни, 1966, №3
движение. И кнут уже не заплетался, вы стреливал раз за разом. Поднимались, пошатываясь, коровы, Улыбка сходила с лиц женщин. Эта сцена дает тон фильму. В ней — истоки будущих побед Трубникова и того восхищения, каким прониклась к нему опе раторская камера, любования кнутом и матерными руладами, пронизывающего картину. Чем же подействовал Егор на колхоз ниц, чем пленил режиссера? Своей волей, жестокой и целенаправлен ной. % Человек пришел не шутки шутить, дело делать. Еще не ясно — как он его будет делать, кого ради. Н о железное упорство, с каким Егор щелкал и щелкал кнутом, за ставляя полудохлых коров вставать на ноги, обещало несчастным женщинам нечто еще не известное (хуже не будет). Стре ляющий кнут убеждал авторов в силе и не заурядности Егора, в умении завоевывать людей не словами, но активным действием. М ожно понять писателя и режиссёра — им, вероятно, приелись чрезмерно слово- бхотливые герои, гораздые митинговать по любому поводу, направо и налево, суля златые горы. И х Егор, помимо прочего,— реакция на такого говоруна. Понять все это можно, однако прини мать вряд ли стоит. Ибо сцена в коровни ке, свистящий кнут в руке Егора символич- ны. Пастушеский кнут — сильнейший довод и для коров и для доярок. Нет, не единым кнутом покоряет пред седатель. Почти всякий его разговор, вся кое общение состоят из двух фаз: сперва Егор дружески крутит за пуговицу, потом хватает за грудки. Иногда наоборот. Но и за пуговицу и за грудки опять-таки ради дела, лишь ради него. Он и директо ру М Т С готов «морду в кровь бить». Лет пятнадцать — двадцать назад та ких, будь то директор, командир, секретарь обкома, величали «хозяин». Егор Трубников тоже хозяин в тогдашнем именно смыс ле — рачительный, твердый, самовластный. Его отношения с людьми — отношения хо зяина с подчиненными, лишенными прав, голоса и лица. (Потому, между прочим, столь отталкивающи помпезные похороны Прасковьи, венчающие картину: эти флаги, оркестр, торжественное шествие, эти круп ные слезы на щеках Егора, не отдающего — как и создатели фильма — себе отчет в органической фальши и кощунственной показухе происходящего...). Трубников даже не пытается играть в колхозную демократию (слишком для того прям и занят). Когда ему потребовался ста рик Игнатий Захарович — давал бы толко вые советы, на райземотдел надежды мало,— он не скупился Йи на ругань, ни на подачки, избу сулил. И Игнат Захарович, беззаботным «слепцом» бродивший по селам, через пять минут, как и все, проникается безгра ничным доверием к Трубникову. Ем у прощают и грубость, и жестокость,, и нрав крутой. Лишь бы не покидал, лишь бы накормил. Колхозники стеной становят ся за своего председателя, когда Клягин пытается заменить его покладистым чинов ником Раменковым... Д о чего же доведены люди? Д о чего? Фильм демонстрирует это до статочно выразительно. Аналогия со ста дом, начало которой недвусмысленно поло жила сцена с кнутом в коровнике, доводит ся до завершения. С мычанием, приставив ко лбу расто пыренные пальцы, женщины на коленях ползут к Егору. «— Кто же вы?» — растерявшись, вос клицает он. «— Му-у-у — вот мы кто... только комо лые...» Впечатление такое, будто трубников ское неуважение к женщинам (они живут, по его словам, не иначе как «исторической жизнью») передалось авторам, то более, то менее откровенно любующимся своим героем. И они спешат оправдать его кру тое единовластие. «— Я что... не могу себе судьбу выби рать?» — спрашивает Нюрка Егора Ивано вича, запретившего ей идти в вуз. «— Нет!.. Потому что ты соплячка! П о тому что ты сама не знаешь, чего ты хо чешь». Вскоре подтверждается: Нюра и впрямь соплячка; не поступи она, как велел Егор Иванович, упустила бы свое счастье. В подобных случаях появляется желание узнать у авторов: а вы бы разрешили так с собой поступать, умилились бы такой отеческой строгости? Почему же у других столь легко отбираете право на свое «я», на собственное достоинство? Почему спешите доказать правоту Егора и неправоту Нюр ки? Почему, наконец, вы увидели, почувст вовали, передаАи лишь покорность людей чужой воле, но не увидели, не почувство вали, не передали протест, неприятие, гнев? Неуж то вы полагаете, будто ничего такого не было, будто колхозники и впрямь с первого дня послу&ной толпой валили за Егором? Аналогичные вопросы хочется подчас задать и авторам некоторых других картин, посвященных общественным явлениям соро ковых — пятидесятых годов. В кинемато графическом их раскрытии есть и наиболее сложное, самое сложное, сложнейшее — раскрытие народных судеб, народной жизни. Нет, не станем уверять, будто комдив Серпилин, предколхоза Трубников, бывший директор завода Вохминцев и бывший офи цер Кочетков — одно, а народ — другое. Они также народ, как Нюрка и Прасковья, и в их судьбах — судьба народная. Но — давайте вдумаемся: разве Серпи лин, Николай Григорьевич Вохминцев и Ко четков — не варьируют одну и ту же при-» мерно биографию, не представляют один и тот же круг? И испытанию они
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2