Сибирские огни, 1966, №3
планками Кочетков, а Паша только и успе вает провожать свою Лизу в колхозный родильный дом. Внушительные размеры этого славного заведения наводят на мысль, что Трубников обязал рожать всех членов артели, независимо от пола и возраста... Чувство такое, будто из-за оплошности нерадивого механика в кинопроекционный аппарат попала пленка из другой картины, никакой не черно-белой, а разноцветной и нарядной, как новогодняя елка. Об антихудожественности финала пи сали все, вплоть до самых пламенных апо логетов «Председателя». Нет необходимо сти повторяться. Но можно предложить читателю одно допущение,— оно позволит увидеть деятельность Егора Ивановича и ее апофеоз в несколько ином свете. Представим себе, что так оно и есть. Сбылась мечта Трубникова, осуществилась фантазия авторов. И тучные стада, и мо лочные реки, весело бегущие по шлангам, и роддом с высокой пропускной способ ностью — все в яви, в натуре, на самом деле. Так это и есть то самое грядущее, ради которого Трубников гнал на смерть баталь оны и на работу колхозников? Ой ли. Нет, то грядущее создается вольным, осмысленным, одухотворенным трудом, а не из-под пасторской паДки, не под матерные увещевания и свист кнута. Земное царствие Егора Трубникова, осу ществись оно, было бы не более чем обществом, именуемым в марксистской ли тературе «казарменным коммунизмом». Истинный коммунизм, создаваемый на шим народом, зарубежными народами — братьями, ставшими на социалистическую колею,— резко от него отличен. В нем чело век не только орудие труда и объект насы щения, но прежде всего полновластный хозяин, личность, свободно развивающая свои возможности, живущая и творящая среди равных себе. Деспотическая деятельность Трубникова подавляет человека, безусловно подчиняет его. А что до равенства, то здесь им и не пахнет. Мы подходим к очень существенной и наиболее уязвимой стороне фильма: Егор Трубников и народ. В интервью корреспонденту журнала «Советский экран» Юрий Нагибин признал ся в желании создавать яркие, своеобраз ные, прекрасные человеческие характеры. Если предполагается один характер на фильм (Ю. Нагибин говорит о «Председа теле» и следующей своей работе — сценарии «Директор»), то писатель недалек от цели. Егора Трубникова, пожалуй, трудно причислить к характерам прекрасным. А ярок, своеобразен он наверняка. И свое образие его от незаурядной внутренней силы. Он действительно сильная личность. Однако с подобной личностью, особенно когда она в одиночестве, когда окружена фигурами слабыми либо никакими, в искус стве следует блюсти осторожность, быть начеку. Неровен час, она такое выкинет, что художник, ее создатель, не рад будет, Егор заслонил собой едва не все вокруг, вобрав максимум творческой энергии ав торов. На остальных осталось маловато. Кроме Семена Трубникова, чье своеобра зие — от разъедающей душу слабости. Жадность лишает Семена воли, толкает на унижение, но не дает отказаться от еди ножды обретенной веры в копейку, не’ из бавляет от постоянного страха за себя, семью. И. Лапиков с искусством, доступным большому артисту, передАл драму Семена, все ее ступени, вызывая неприязнь и сост радание, отвращение и калость. Традици онная тема братьев-врагов зазвучала остро и ново благодаря актерскому мастерству И. Лапикова и М. Ульянова. Вечно заросший, согбенный, нескладно длийНорукий Семен Трубников еще более оттеняет силу собранного в кулак Егора, его стальную целеустремленность, готов ность перешагнуть и через родного брату- шу, коль тот станет путаться в ногах. И с Семеном сладил бы Егор, окажись брат посговорчивее,1 признай с самого на чала, что правда на Егоровой стороне, уве руй в него, смирись перед ним. Да, видно, нет пророка в своем отечестве. Жалок, ни чтожен Семен, но ни в карую не признает силу и правоту брата. Погрузив Доню, де тишек, весь скарб на грузовик, он уезжает, куда глаза глядят, из колхоза, уже переме стившегося в царство изобилия. И отъезд этот — укор обоим братьям, хоть Егор де лал все, что мог, дабы оставить Семена, Однако мог он не так уж много. Он силен способностью не убеждать, а побуждать, не уговаривать, а грозить. И все колхозники, за исключением Семена, уверовали в него. Ко всем им Егор сыскал ключ быстрый и безотказны#. Первое явление Егора Трубникова кол хозникам — первая его победа. В «коровьем Освенциме», перекрикивая мычащих от го лода коров, Трубников дает свой первый бой. Как и надлежит, бой начинается со всеобщего сбора: « — А ну-ка, с-старая,— обращается он к Прасковье,— ступай 'по домам, приведи сюда доярок и кнут раздобудь». Прасковья оторопело глядит на незна комца. Но — такова уж власть команды — старуха с рвением солдата-первогодка ряв кает: « — Так точно!» С этой минуты и до последнего своего часа старая Прасковья сохранила коле нопреклоненную верность Егору Трубни кову. В тот день, в том коровнике Егор пошел на приступ. Он взял кнут, обыкновенный плетеный пастушеский кнут, размахнулся.., И не смог щелкнуть. Легко ли ему, однору кому, отвыкшему. Развернулся — и снова не получилось. Заливались смехом доярки, а он, знай, повторял и повторял некогда привычное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2