Сибирские огни, 1966, №3
ходить в свою противополЬжность: прямо та — в грубость, воля — в жестокость, са мостоятельность — в самовластие, целе устремленность — в беспощадность. Жесток, беспощаден Трубников в рав ной мере и к другим, и к себе. Он сам не заблуждается на свой счет: «Я человек жестокий». 1 Некоторые рецензенты, ■ преисполнен ные доброжелательства к Трубникову, счи тали такое признание вроде бы кокетст вом: разве ж то жестокость, он все ведь для людей?.. Но уж чего в Трубникове нет, так это кокетства, и в адвокатах он не нуждается, не из таких. Он нуждается в понимании, если пользоваться научной терминологией, в расшифровке информации, которую несет. Трубников, конечно, груб, жесток, по рой беспощаден. Столько лет не видел Семена, не знает, что у него, как, а едва пришел, глянул на Семеновых детишек, подозрительно прищу рился: «Все свои? Фрицовых подарков не ту?» И тут же, не доверяя калоевым, учи нил Семену допрос — как при немцах себя вел? Ханжествовать ни к чему. Каждому не безразлично, кто приходится отцом пле мяшей, с кем брат в войну якшался. Но не обязательно сразу за глотку хватать, едва с братом к столу сев, превращаться в сле дователя. Да и спрашивают по-разному — иным вопросом можно до крови рубануть... Однако Трубникову не до подобных «тон костей». Он — человек бесхитростный и де ловой, ему вынь да положь первозданную правду. Ему положь, и он выложит. Егор режет колхозникам правду-матку, ни перед чем не останавливаясь, слова не подыски вая. А под горячую руку запустит 'такую руладу, что восхищенный звукооператор выключит фонограмму (однако у М. Улья нова за плечами вахтанговская школа, ар тикуляция и мимика у него достаточно выразительны). Кадры эти любопытны не столько ост роумным операторским ходом (камера па норамирует в зенит, и грачиный грай пере крывает трубниковское красноречье), но и признанием, предваряющим руладу. Вряд ли автор нецензурной надписи, невольно спровоцировавшей Егора, намере вался удивить его. Он. и не удивился. Но в запале открылся более обычного. (При своей несомненной правдивостй Трубников не склонен к излияниям и исповедям). «...Вы что же, хотели меня удивить? — исступленно кричит Трубников.— Д а яма- том вышибал страх из людей! И гнал их под кинжальный огонь на смерть, на гибель и победу». Так становится явным нечто крайне ха рактерное в Егоре, в его биографии и его мироощущении. Он привык, приучен ко мандовать людьми, многими людьми, под чинять их волю своей. Кадровый строевой офицер, выросший на незыблемых законах армейской дисциплины, он готов любой це ной выполнить приказ и жаждет беспре кословного повиновения. Командовать, однако, и в бою можно по-разному. Не станем и тут ханжестовать. В иной час доходило не только до мата. Хоть были командиры, отлично управля вшиеся без крутых мер и крепких слов, по крайней мере, в массовом масштабе. И по лучалось у них, право, не хуже, нежели у таких, как Трубников. Но не в этом сейчас суть. Одно дело в накале и сумятице боя шугануть растеря вшихся, а другое — спустя годы самодо вольно приписать себе: матом вышибал страх из батальонов, гнал на смерть... Кем же надо было считать этих людей, стадом баранов? Какое неуважение к ним, испы тывать, какую моральную власть над ними узурпировать!.. Хотя сцена с матерящимся Трубнико вым снята не без умиления, вряд ли уме стного, авторы не слишком заблуждаются относительно фронтового прошлого Егора. Безупречная смелость его и самоотверже ние не ставятся под вопрос. А что до солдатского отношения, здесь, видно, не все было ладно. Не зря же у «разумного» брата Маркушева, «блокнота-агитатора», Егор Трубников вызывает прямую ассо циацию: «Наш взводный тоже гад хоро ший был, а ведь мы не дезертировали и в атаку шли за взводным и умирали!» Разумеется, это всего лишь ассоциация. Но достаточно определенная. И повод для нее достаточно определенный. Паша Маркушев не очень-то, в отли чие от брата, разумный, ри в какую не мо жет* получить у Трубникова разрешение на свадьбу. Поначалу Паша еще надеется уговорить председателя. «— ...Он же все поймет,-г увещевает Маркушев свою Лизу. — Что он не чело век, что ли? — Нет,— беспощадно отрубает Лиза». И все же Егор смилостивился, разре шил. При условии, что еще сегодня М ар кушев с бригадой уберет сено. И Марку шев убрал. Д а налетела буря, развалила Пашины наспех собранные стога. А свадь ба уже шла по деревне. Торжественные, вырядившиеся Паша и Лиза просят Е го ра Ивановича оказать им честь. Коль на свадьбу не пожалует, пусть хоть выйдет к ним, молодым. Егор вышел на крыльцо. Из-под на супленных бровей глянул на жениха, невесту. И отечески благословил при людях. «Трепач! Раз ты коллектив обманул, нет тебе ни в чем веры...».— Это жениху. «...А на твоем месте, Лиза, я бы поду мал, стоит ли с таким судьбу вязать».— Это невесте. И повернулся спиной. После этого-то Паша, размазывая по лицу пьяные слезы, пожаловался брату: «...Он, гад, мне в душу наплевал». А брат вспомнил о своем взводном-гаде 'и сказал, что все равно: как они на фронте за взвод
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2