Сибирские огни, 1966, №3

ниях и захмелев от вина и непривычно сытной еды, затянул: По актировкам, Врачей путевкам Я покидаю лагеря.*, Трубников зло • перебивает товарища: # Мы красная кавалерия... Задумчиво улыбаясь, Кочетков подтя­ гивает. В фильме осталась и исповедь Кочет­ кова, и быстрый хмель за столом. Н о поет он уже другую песню, и к нему примы­ кает Трубников: Что б ни случилось — мы бойцы, И мы до той поры солдаты. Покуда зимние дворцы Еще не все на свете взяты. Режиссер так торопился засвидетель­ ствовать неизменность Кочеткова, что тен­ денция обнажилась, став неприкрытой тенденциозностью. А между тем, не где-нибудь, именно в «Председателе» идея преодоления культо­ вых установлений наполнена конкретным содержанием, борьба развертывается здесь задолго до того, как о ее необходимости будет объявлено официально. Однако ве­ дет ее не Кочетков, смущенно улыбающий­ ся гд'е-то на втором плане, а крутой, не лю­ бящий деклараций Егор Трубников. Сам. Один. Почти молча. О «Председателей спорили устно и пр- чатно, да так, как ни об одном фильме по­ следних лет. Причины этого не только в естественном различии вкусов и мнений, не только в бьющем в глаза смешении сти­ лей — сурово реалистического в начале и приторно буколического в конце, но в глубокой внутренней противоречивости кар­ тины, отражащей и двойственность автор­ ской позиции, и объективную сложность проблемы. Благодаря Трубникову — М. Уль­ янову такая двойственность из области умо­ заключений и отвлеченной полемики пере­ несена в человеческие отношения, быт, по­ вседневную работу. Среди рассматриваемых сейчас персо­ нажей наиболее явный антипод Трубникова, пбжалуй,— Уваров. Егору Трубникову неведома жизнь для себя, личные его побуждения сведены к ми­ нимуму. Он без сожаления расстается с размеренным пенсионным житьем, город­ ской квартирой, женой и едет в деревню. Вот она наплывает на нас, эта дерев­ ня — унылая, тонущая в грязи, с покосив­ шимися избами, крытыми тесом и соломой. А на коровнике уже обнажились перекры­ тия — солома пошла на корм скоту. В на­ возной жиже лежат коровы, выпирающие ребра, того и гляди, прорвут кожу. Наверно, Егор, давно заделавшийся го­ родским жителем, не знал толком — какова из себя послевоенная деревня. Зато теперь узнал. С ходу, с первых минут. Братуша Семен темнить не станет: жизнь на соплях, колхоз — что посеешь, назад не возьмешь. Н о Егор Трубников, в отличие от У ва­ рова, не трус, отсиживаться за чужой спи­ ной не станет. Что ж, будет как все — хле­ бать пустые щи, спать у брата на лавке,— а колхоз поднимет. Нет, у брата на лавке он спать не бу­ дет. Семен да Семенова жена Доня ему на дверь укажут. Разлетится на куски бала­ лайка, застынет на губах у Донн дурашли- -вая ухмылка. Больше Семен ему не родня, самый лютый недруг, так до конца не про­ стит он брат^, посягнувшего на его жизнь. Однако Егора одиночеством не запуга­ ешь. Он среди ночи, закинув на плечо то­ щий вещмешок, пойдет куда глаза глядят. Но не дальше околицы. Отсюда он не уй­ дет, ничто его отсюда не прогонит, ни ни­ щета, ни темень, ни помехи, которые бу­ дет чинить туповатый секретарь райкома Клягин, ни доносительские заявления, кото­ рые на потребу Калоеву будет в поте ли­ ца сочинять Семен. Да разве перечислишь все преграды, что стоят и еще станут на прямом,i как стрела, пути Егора Трубнико­ ва. А он, стиснув зубы, не давая послаб­ лений ни себе, ни людям, будет идти, идти, идти. Будет в кровь разбиваться, но не за­ просит «пардона», не откажется от обеща­ ний, данных колхозникам. И тут мы замечаем 'еще одно отличие Трубникова от велеречивого и лживого Уварова. Егор — правдив. Скупой на слова, он каждое произносит, как клятву. Из-за того и вспыхивает его первая размолвка с райкомом; зачем, дескать, народ пугает, о трудностях напоминает, двенадцатичасо­ вым рабочим днем, железной дисципли­ ной грозит. А Трубников по-другому не может. Только в лоб, только быка за рога. Д а и к чему петлять,— не ради своей вы­ годы он стал председателем колхоза. Во всем, что он делает, корыстный расчет на­ чисто отсутствует. .Поэтому не боится вы­ сказывать людям самую горькую правду. Надежда Петровна, приютившая Егора, ставшая его женой, сразу разглядела не­ обычность Трубникова: «Да вы первый цельный человек, какого я здесь видела...» Завидная цельность отличает Егора Трубникова, выделяет из .шеренги примель­ кавшихся кинематографических предкол- хозов. Созданный талантом писателя, ре- ' жиссера и актера, он захватил, увлек их и повел за собой. Операторская камера не может оторваться от Егора, все что не Егор — для нее постольку-поскольку. За Егором она следит безотрывно, улавливая каждый жест его,, каждый шаг, каждое ду­ шевное движение, отражающееся на му­ жицком его лице. Определенность внешней пластики совершенно выражает внутрен­ нюю определенность. В Трубникове все до­ ведено до точки, до той рискованной гра­ ни, когда качество нередко начинает пере-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2