Сибирские огни, 1966, №3
ни. Ведь у него за плечами единствен ный опыт — война, для него реальна борь ба при явно обозначенной линии фронта, для него «фашист» — олицетворение вся кой подлости и вероломства. Авторы «Тишины» кое-что упростили и в осмыслении и в изображении времени. Счет претензий к ним можно было бы и продолжить, напомнив о шахматной рас становке фигур, схематизирующей заседа ние партбюро, о приторности заключи тельной части, когда ударивший фонтан нефти напоминает замаскированную па току... Но в одном — наиболее им близ ком — они шли последовательно и твер до. В событиях «Тишины» они видели про должение борьбы, какую вел Сергей на фронте, оттуда они тянули линию его нравственной непримиримости. Такая последовательность, когда она не умозрительна, когда оправдана, не остается втуне. Писатель и режиссер на шли звено преемственности в борениях, выпадающих на долю Сергея. Оно, звено это, носит фамилию — Уваров. Если Быков н ео б язател ен для глав ной ситуации «Тишины», то Уваров здесь как нельзя более кстати, как нельзя бо лее характерен. Делая карьеру, он не ста нет до поры до времени лезть на первый план, добившись победы, не станет ми тинговать. Уваров впервые появляется среди ре сторанных столиков. Один из тысяч де мобилизованных офицеров, честно послу живших Родине на поле брани и ж аж ду щих мирного труда. Китель без погон, орденскце планки. Неторопливые движе ния, располагающая внешность свойско го парня — ясные глаза, мягко вьющиеся волосы. Ему всего дороже фронтовая дружба, скрепленная кровью. Он постоян но готов протянуть руку товарищу. И то пить будет с дружеской улыбкой — не для себя стараюсь, ради благородной идеи и твоего спасения. При внешности простого парня, «од ного из нас», Уваров — непростая штучка, и нелегко добраться до его сердцевины. Не Вохминцеву еГо раскусить. Не будь фронтовой истории — когда из-за трусо сти Уварова погибла батарея, свидетелем чего стал Сергей,— кто бы заподозрил, что главное в Уварове — агрессивное се бялюбие, внутренняя убежденность в сво ей исключительности. А такая убежден ность при отсутствии всяких иных убеж дений — вещь опаснейшая. Чтобы спасти собственную драгоценную жизнь, Уваров пожертвовал двадцатью семью ничего для него не значащими жизнями. Чтобы утвер дить свою беспорочную репутацию и за одно свести старые счеты, он оклевещет Сергея. И все сходит ему с рук, ничто не туманит ясного взгляда светлых до проз рачности глаз, не омрачает его существо вания. Казалось бы, куда страшнее Калоев из «Председателя». Сама бериевщина персо нифицирована в этом человеке с повад ками хищника, даже акцент сохранен, дабы мы не усомнились и холодок на спи не почувствовали. Н о — удивительно — Калоев, от встречи с которым станови лось не по себе Трубникову, нам не стра шен, и мурашки не бегут по телу. Мы его воспринимаем как ископаемое, обломок прошлого. Он не более опасен, чем змея с ( вырванным жалом. * А Уваров — хоть и вчерашний день, но еще способен жить сегодня. Такой ма стер слова разучит новую программу, с'д р ож ью благородного негодования в го лосе станет распинаться о тяжких по следствиях... и опять постарается шагать в ногу. Калоев вызывает скорее интерес исто рический, Уваров — реакцию более актив ную. Калоев, олицетворяя явно отжившее, изгнанное, успокаивает; хУваров гонит покой. Тема культа личности — тема борьбы с ним. Так ее трактуют советские худож ники. Но борьба своеобразная, редко вы ливающаяся в прямые столкновения, как, скажем, у Сергея с Уваровым; да и то ведь, обличая Уварова, Сергей менее всего стремился к широким выводам. Он лишь защищался, отстаивая себя и отца, свою Партийную честь, а не добившись победы, махнул рукой на институт и отправился в Баку. Борьба ли это? Да, борьба. Самозаб венное служение народу Серпилина, Труб никова, Вохминцева объективно значило преодоление культовых тенденций. Хоть сами они ни о чем таком, разумеется, не помышляли. Н о сейчас, посвящая им свои фильмы, авторы делают оправданный упор на подобное, пусть неосознанное противодействие, на идейную и духовную стойкость тех, кто попал под огонь. Стойкость и верность становятся пер вым мерилом достоинства героя. Человек и его связи испытываются на прочность, даже личные связи: дружба, товарищест во, любовь. После ареста Кочеткова, когда вокруг Трубникова сгущаются тучи, к нему воз вращаетсяНадежда Петровна. После ареста Николая Григорьевича, после партбюро в дом Вохминцевых прихо дит Нина, чтобы стать, наконец, женой Сергея. Здесь правда, верность — не только первое, но и единственное содержание женских ролей. Авторы «Председателя» и «Тишины», проявив полное единодушие, лишили главных героинь чего-либо, кроме преданности главным героям. Безусловно справедливая в принципе мысль о неизменности идеала преломляет ся подчас в фильмах примитивно и декла ративно. В сценарии «Председателя» (понача лу он назывался «Трудный путь»), опуб ликованном во время съемок, Кочетков, рассказав Трубникову о своих злоключе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2