Сибирские огни, 1966, №3
но слабо передают атмосферу времени и авторское настроение Кинематографи ческое действие низводится до фабульно го пересказа. И если Сергей «положил глаз» на Нину в ресторане, то вскоре он будет ее провожать, поцелует в подъезде, она^ не запрет дверь... Мы услышим осто рожно ступающие шаги Сергея — не раз будить бы соседе^ М еж ду тем, история Сергея и Нины не исчерпывается отношениями, напомина ющими поначалу экранизацию какого-ни будь расхожего романа. В ней, как и ра нее в ресторанной драме, выявляется важное и для авторов и для нас свойст во Сергея. Оно, разумеется, не уникально, оно тоже «типично» для многих вернув шихся с войны, но в Сергее активнее, не терпимее, упрямее. Это — нравственная чистота. Она становится определяющей в Сергее, так как находится «под нагруз кой», даже под двойной, тройной нагруз кой, нередко компенсируя нехватку дру гих качеств. Сергей не слишком задумывается, не слишком склонен к размышлениям. Уповая на здоровую чистоту своей нату ры, не отягощает себя умственной рабо той. Это отнюдь не самый совершенный для взрослого человека жизненный стиль. Душевная незрелость Сергея — нечто объективное, к этому поколению (к нему принадлежат и герой и авторы) внутрен няя самостоятельность приходила с опоз данием. «Тишина» — фильм прежде всего о том, как нелегко она давалась, какой непомерно высокой ценой должны были подчас оплачивать ее люди, совсем недав но кровью своей оплатившие победу над фашизмом... ...Происходит нечто странное, необъ яснимое. В газете напечатана статья про тив симпатичного старика Мукомолова, его пейзажей, статья, где глупость переме шана с грязью в соотношении примерно один к трем. Еще в ушах звучат дикие формулировки, обвиняющие старого ху дожника в сознательном уходе от нашей кипучей... и т. д., а уже капитан в ш тат ском нажимает на кнопку звонка... И — заработала машина — Сергею шьют дело б потере бдительности, голосует партбюро, захлопываются двери института. Понять все это Сергею не дано. Хотя авторы поспешили ему на помощь, придав случившемуся оттенок случайности, еди ничности, локальности. Сергей реагирует на статью 0 Мукомолове так, словно она — редчайшее исключение. Он недо уменно пожимает плечами ^и довольству ется ответом Кости: «Очевидный перегиб ' палки. Выпьем, Сережка... Ж изнь продол жается!» Конечно, когда уводят отца, бодрый выкрик застревает в горле. Но, восполь зуйся Сергей неожиданной помощью авторов, он бы мог постепенно прими риться со случившимся. П о кинематогра фической версии (в одноименном романе это менее явно) главная доля вины за арест Николая Григорьевича взваливает ся на соседа — Быкова. Он, спекулянт,, злопыхатель и карьерист, желая отом стить Николаю Григорьевичу за отказ в партийной , рекомендации, строчит донос. Случай вполне вероятный, простой. Н о такая простота здесь уже ведет не к элементарности, а к смещению некоторых представлений, к смещению центра тяж е сти в вопросе о зине и ответственности. Получается, будто арестовавшие старшего Вохминцева прежде всего жертвы собст венной доверчивости, на худой конец — недостаточной проницательности, тщатель ности в работе. И х провел ловкий жулик и клеветник Быков. Ну, а юридические казусы, судебные ошибки — кто не знает? — всегда возможны. Сергей не воспользовался спасатель ным кругом, брошенным ему авторами. Он не нашел ни объяснения, ни оправда ния аресту отца. Он остался непримири мым. Героизм Серпилина, Сергея Вохминце-' ва, Егора Трубникова в том, что каждый из них по-своему, в пределах своих воз можностей, жизненных обстоятельств, идет против течения, способного смять, сломать, идет и не сгибается, не ломает ся. «Непременное слагаемое» — тема для нашего искусства не только трагическая, йо и гражданственная, тема не только- попрания человеческой личности, но и торжества ее. С Серпилиным проще, у него богатый опыт, нерушимое представление о долге командира Красной Армии. Этот святой долг существует для него безотносительно к тем, кто стряпал его дело «врага на рода». У Сергея ни такого опыта, ни такого представления, ни таких обязанностей. На чем держится его убежденность, что дает ему силу на партбюро бросить в ли цо Уварову «фашист» и в лицо секретарю: «Рано хороните моего отца и меня»? Та самая внутренняя чистота, которая заставила еще при первой встрече набить морду Уварову, брезгливо поморщиться от статьи про Мукомолова и резкой репли кой отвергнуть .доверительный тон лейте- нанта^ в штатском. Чистота становится источником и формой стихийного проте ста против подлости и произвола, она проводит рубеж: по одну сторону свои, по другую — чужие. «Свой» — это тот, кто остается истинным коммунистом, на стоящим человеком, остается другом, да же если за дружбу придется расплачи ваться; «чужие» —•те, кто приспосабли ваются к недобрым поветриям, корыстно или бескорыстно, искренне или конъюнк турно. Подобная граница не абсолютна?- Конечно. Не преграда для перебежчиков? Безусловно. Не всегда разделяет и не все объясняет? Да. Н о она соответствует Сергею, его тогдашнему восприятию жиз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2