Сибирские огни, 1966, №3
Серпилин уверяет жену, что вычеркнул «те годы». Он безупречно честен, но гово рит лишь часть правды, ту, которая ему в 1941 году доступна. А вот другую, недо ступную, носит в себе как постоянно но ющую боль. Вместо тюремной одежонки — на нем генеральский мундир. Но как ни занята боем мысль, она, то и дело, уносится «ту да». Сосредоточенный, собранный, он в какие-то минуты словно отсутствует. Ем у возвращено доверие, а он чувствует се бя изноем. Он заслужил любовь бойцов и уважение командования, а произносит сло ва, которые вряд ли бы произнес кто-ни будь другой: «Умереть у всех на глазах я не боюсь, я без вести пропасть не имею права». Это что — тревога за свою репутацию, за свое доброе имя, нйдавно облитое грязью? Безусловно. Но не только. Это — постоянная память о товарищах по несчастью, о людях, кровно необходи мых народу, стране. Пропади он без вести, исчезни при не ясных обстоятельствах, и его мнимая вина получит косвенное подтверждение, в гла зах многих перестанет быть мнимой. «...Я хочу доказать своим примером, что со многими другими, еще оставшими ся там, совершена такая же нелепость, ■как и со мной. Именно нелепость!» Боль и надежда вложены Серпилиным в слова «хочу доказать» и неуверенность в слово «нелепость». Он еще не знает, что надо говорить о «преступлении», а не -о «нелепости», еще не знает, что самые сильные доказательства не идут в расчет там, где правят умысел и предвзятость. Поэтому Серпилин для нас вдвойне трагичен — честный человек, ставший жертвой грязных происков, умный человек, оставшийся жертвой иллюзий. Трагизм такой усугубляется объективны ми условиями 1941 года, беспощадно пере данными в фильме. Батальные кадры — земля и небо вой ны — едва лине сильнейшие в «Живых и мертвых», они сняты с тем чувством худо жественной подлинности, когда самая же стокая, правда обходится без натуралисти ческих подробностей, предназначенных по трясти зрителя. Сильнее всего впечатляют даже не массовые сцены — отход армии, бегство населения, а сцены малолюдные: полуторка на вымершем шоссе — бомба, и колесо катится по асфальтовой глади; или неравная воздушная дуэль — один про тив трех, пяти, семи в бескрайном небе; или большое, сильное тело Мишки Вайн штейна, умирающего среди ромашек... Н а родное горе предстает в единичных, част ных своих проявлениях, помноженных на шим опытом, нашей памятью на сто, на тысячу. Чем зримее масштабы бедствия, тем тя желее судьба и роль Серпилина. Он — ■один из тех, кому надлежит повернуть вспять набравшее силу колесо мощнейшей военной машины. Однако ему, как и остальным военачальникам и полководцам, отказано в необходимейшем — в возмож ности безбоязненно анализировать войну в ее истоках. Для человека думающего, че ловека с высоким сознанием воинской че сти эта потребность и деловая,' и этиче ская. Армия, отдающая на произвол против ника города и села Отчизны, виновата пе ред народом, ничего для нее не жалевшим. (Идея ответственности армии в «Живых и мертвых» проводится упорнее, чем в дру гих военных картинах). Вина вооружен ных сил — вина их руководителей. Ч то же произошло, почему так случилось? Едва представляется случай, Серпилин делится этой, не покидающей его, мыслью. Он находился в нетях, ему что-то неведомо. Н о командующий армией перед войной си дел на высоком посту в генштабе... В голо се Серпилина чуть не мольба, будто закли ная, он обращается к командарму: «Ска жи, как вышло, что мы не знали, а если знали, почему не доложили?» И властный генерал,— по его слову идут на бой, на смерть тысячи,— верный друг, не побоявшийся «в глухие стены лбом сту чаться», тушуется, робеет, просит о снис хождении. Он готов ответить на любой во прос, но не на этот. Когда же Серпилин не унимается, командующий армией едва не срывается на крик: «Молчи! Врать не хочу, отвечать не могу». Не напоминает ли «проходная» сиена у командарма разговор с недомолвками Трубникова и ЧерноЬа в «Председателе?» Фильмы, о которых сейчас речь, своего рода исследования сложнейших жизнен ных и общественных процессов. Их эмо циональная сила немало зависит от того, на какой глубине, с какой? осйовательностью ведется подобный анализ, предполагающий в исследователях страсть и холодную вы держку, идейно-духовную зрелость и ж и вую непосредственность. Нелегкое, но до крайности нужное дело — нам необходимо заново перечитать недавнее прошлое, не оставляя пропущенных или вымаранных страниц. «Тишина», поставленная В. Басовым по роману Ю. Бондарева и совместно напи санному сценарию, повествует о людях, разгромивших германский фашизм, спас ших Родину и человечество, а теперь... Николай Григорьевич Вохминцев, ста рый большевик, фронтовой политработник, поднят ночью резким звонком, не остав ляющим места сомнениям и надеждам. Двое в штатском, но в сапогах — капитан и лейтенант, понятые. Все делается быстро, с четкостью, близкой к автоматизму. Не хитрая процедура обыска. Деловито, хо лодно, безучастно. Капитан безупречно вежлив, даже вроде сострадает, сдержан но одергивая чересчур ретивого помощни ка: «Князев». И лейтенант не превышает полномочий, не нарушает инструкцию. Он не прочь дать дружеский совет Сер гею — тому надо закончить институт, стать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2