Сибирские огни, 1966, №3
мягкостью, как больного ребенка, он угова ривает маленького летчика не оставаться здесь, не брать винтовку: «Не дам, не дам, дорогой сокол... Куда ты мне, и что это даст! Иди туда. О т самого Слуцка пятимся, каждый день мучаемся, что вы мало летаете. Иди летай, ради бога! Вот все, что от тебя требуется. Остальное сами сделаем». Как ни властна сегодняшняя потреб ность, Иванов не позволяет себе жить лишь ею, его не оставляют мысли о войне в целом, о людях. Не кто-нибудь, он выдви гает перед командующим план помощи на шей группировке, пробивающейся из тыла. А обстановка не ясна; не известно, наши ли это солдаты нащупывают проход или противник подготовил очередную пакость. Командующий резонно предупреждает: воз можна провокация. И тут страстный, порывистый Иванов кричит в трубку слова, на первый взгляд — но только на первый,— вроде бы для него «нетипичные»: «Считаюсь с такой возможностью. Но если это наши пробиваются, нельзя же им не помочь. Товарищ командующий! Това рищ командующий, если мы не ударим навстречу, это будет самый черный день в моей жизни!» Оставаясь офицером войны, Иванову сказал о ней сегодняшнему зрителю боль-' ше, глубже, серьезнее, нежели его однофа милец из. полузабытой уже картины, дол женствующей, по идее создателей,, пережить века. И не только о войне. Н о и о йовом во многом для нашего кино понимании героя, героизма, подвига. Сопоставление двух Ивановых настолько само по себе красноречиво, что освобожда ет от необходимости его комментировать я позволяет двинуться дальше, так как но вому герою нередко уготованы новые испытания. Речь пойдет о фильмах, названия, кото рых, пожалуй, чаще других упоминались в статьях и спорах о современном советском кино, звучали в зале, где проходил съезд, учредивший союз кинематографистов: «Живые и мертвые», «Тишина», «Председа тель». Это естественно. Чем жив советский кинематограф, как не своей открытой ■гражданственностью, пристальным интере сом к самому насущному в народных судь бах. Изменяя себе, он терпел поражения, блюдя верность, поднимался до вершин «Броненосца Потемкина», «Чапаева», три логии о Максиме, «Встречного», «Машень ки», «Мечты», «Баллады о солдате», «Чис того неба»... Фильмы-раздумья о времени, о челове ке и его месте среди людей отразили почти 50-летний путь нашего государства от пред революционных истоков до наших дней, кульминационные пункты развития. Они ближе всего народу, всего нужнее ему. С трибуны съезда были названы цифры зрителей, увидевших три знаменательные картины нашего времени. Цифры эти сто ят того, чтобы их назвать и .подумать. о них: две серии «Тишины» — 6Q.121,. .тысяча, две серии «Живых и Мертвых» — 81.761 ты-, сяча, две серии «Председателя» только за шесть месяцев — 58.700 тысяч. Такую аудиторию они собрали прежде всего потому, что стремились разобраться в сложнейших явлениях времени. Стремление такое заложено в лите ратурной основе картин — в их сценариях, написанных талантливыми писателями Ю. Бондаревым, К. Симоновым, Ю. Н а гибиным. Это — принципиально важная основа. Она— хочется верить — кладет конец пренебрежению к писателю, пришед шему в кино, к его труду. Съезд прямо и недвусмысленно сказал о значении сценария. И мы в нашем разговоре не можем игнори ровать сценаристов, не замечать, что мно гие особенности картин бррут свое начало на страницах литературного сценария. По, крайней мере можно не сомневаться: пер вотолчок к постижению знаменательных конфликтов и' противоречий времени дали писатели. В этих фильмах, разнящихся содержа нием, местом и временем действия, кинема тографической стилистикой, неизменно присутствует общая для них тема. Иногда она оказывается в центре, иногда — на пе риферии, иногда определяет главное в сю жетном развитии, иногда пробивается боко вой ветвью... Страна строила города и заводы, маши на оттесняла кирку, лопату и молоток. На полях, ставших колхозными, лошаден ки шарахались от тракторов и комбайнов, Вымечтанная, выстраданная новь под ступала к городским окраинам, к околи цам деревень. Но, бесконечно обнадежи вающая, она омрачалась тем тяжким и го рестным, что нес с собой культ лично сти;— едва не «непременным слагаемым», приплюсовывающимся к жизни. «Живые и мертвые» — война плюс «непременное слагаемое». «Тишина» — ста новление вернувшихся с фронта ребят плюс «непременное слагаемое». «Председа тель» — разоренная деревня послевоенной поры плюс все то же «слагаемое»... Все три фильма, рожденные15 раздумья ми о четвертьвековом пути наших людей, нашего общества, не смели, не могли мино вать это горестное «слагаемое», не могли не отозваться на великий поворот, закреп ленный X X съездом партии. И при самом критическом отношении» при самом придирчивом взгляде первое непосредственное чувство, вызываемое фильмами,— благодарность к их авторам. Они довели откровенный разговор, стремясь во всем честно разобраться. Они вырази- *ли — в силу своих возможностей и своего разумения — общественную потребность времени. Рецензенты упрекали Ю. Нагибина и А. Салтыкова за включение в «Председа теля» Кочеткова, с его лагерной историей Мол, тге обязательна, мол, привесок.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2