Сибирские огни, 1966, №3
Каким-то резким контрастом вырисовывался он на ярком ф[оне]; общей привольной жизни Сибири. И сколько их, и стоят они в памяти загадочными письменами, иероглифами, они— парии человечества, са мые бесправные из всех бывших когда бы то ни было рабов, они — без ответные работники своих хозяев — сибирских крестьян. И хорошо,, если за тяжелую работу их только кругом обсчитает этот крестьянин — так поступал самый добросовестный из них. А то и выдаст его к концу работы, щепнув тайком кому надо, утоб избавиться от человека, которо му хоть что-нибудь да нужно заплатить. А в тайге ест бродяжку зверь, гнус сосет его кровь, лютый jvwpoa зимой подберет запоздавшего пристроиться. Вымокнет на дожде, высох нет на ветру, проспится на гнилой, всегда сырой почве своей непроходи мой тайги. Хуже всякой каторги влачит необеспеченную жизнь. Он —- раб земли, возлюбивший больше жизни свою свободу. Многие из них на зиму возвращаются в тюрьму назад, стараясь- попасть в тюрьму России. Тогда их судят там как бродяг, не помнящих родства, и ссылают в Сибирь. Таким образом каторгу они меняют на поселение. Если же их успеют изловить в Сибири еще, то расправа там несколько иная: их секут и в громадном большинстве устаиовляют лич ность, а с эти[м] и обратное путешествие в каторгу. Есть и зимние бродяги, т. е. такие, которые круглый год бродяжни чают. Никуда в Россию они не стремятся, положения своего менять ни на какое поселенческое не желают, и живут истинные любители приро ды жизнью зверей,— летом то работая, то скитаясь по тайгам, зимой тоже скитаясь и отдыхая в банях сердобольных крестьян. Таких кресть ян знают наперечет бродяжки: там пустят их в баню, дадут кусок хле ба, и вздыхая, такой крестьянин говорит- — В избу не пустишь: бродяжка он бродяжка ведь и есть... как зверь только и норовит, что стащить. Говорит, а у самого глаза так и бегают. Ну а действительно, что несчастная1душа: пустишь в баню, ку сочек подашь. Особенно если эта несчастная душа, всегда стойкая в своем слове за зимнее гостеприимство, явится к доброй крестьянской душе на его летние работы. А работ много: в вольной неделенной Сибири и земли, и лесу много, и владеет ей, захватив сколько может, сибирский кре стьянин. Мало [ли] только работ в Сибирй, и бродяжка несет в ней такую же службу сибиряку-крестьянину, какую киргиз несет патрону свое м у— казаку иртышскому Там тоже организация, не уступающая любо му рабовладению, и наша вольная Сибирь— Америка с этой своей обо ротной стороны — скорее напоминает крепостную Россию, Рим с его свободным классом и рабами. Иван был бродяга закоренелый и старинный. Саженного роста с соответственными плечами, силой своей он мог померяться с любым медведем, а потому не только не боялся их, но и извлекал из них нередко выгоду, убивая и продавая их шкуры, а мясо съедал, поджаривая на вертеле Но Иван любил выпить и тогда пропивал все, в том числе и ружье, из которого убивал медведей, и тогда, оставаясь с одной палкой, мно гие месяцы голодал и жил подаянием. В обшем Иван был настоящий русский человек, беспечный, разгульный, плохо удовлетворенный какой бы то ни было жизнью, ленивый настолько, что предпочитал, чтобы са ма судьба распоряжалась им и ставила его в то положение, в какое ей только благорассудилось. Дело же Ивана заключалось в том, чтоб каждый день из нового
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2