Сибирские огни, 1966, №3
духовную академию в качестве преподава теля и наставника. Там он очень быстро * занял ведущее положение: стал экстра-ор- динарным профессором исторических наук и членом академической конференции, серь езно занимался историей русской церкви и написал ряд интересных исследований. Внешне все как будто складывалось благо получно, но служба в академии тяготила Елисеева. В 1850 году он вышел из духов ного звания, а спустя четыре года оставил Казань и отправился в Сибирь. Елисеев был назначен сначала омским, а потом тарским окружным начальником. Чем только не приходилось заниматься ему за время своей службы! Он принимал дея тельное участие в экспедиции по промеру фарватера Иртыша, выступал в роли члена рекрутского присутствия, занимался провер кой правильности ведения судёбных дел об убийствах и поджогах. П о роду своей службы Елисееву приходилось разбирать жалобы крестьян на излишние сборы пода тей, на злоупотребление и произвол, твори мые волостными и сельскими начальниками. Ж изнь русской деревни предстала перед ним во всей своей неприглядности — нищая, забитая, темная. Нелегко постигал Елисеев ее законы, внутренние противоречия, не сра зу нашел язык, которым можно было бы говорить с крестьянами. Н о главное, что он понял сразу,— надо уважать мужика, ви деть в нем человека, быть терпеливым и внимательным к нему. Лю бовь к русскому крестьянину он пронес через всю свою жизнь, крестьянству посвятил он большин ство своих статей, его интересы горячо и последовательно отстаивал. В совершенстве постиг Елисеев всю механику чиновничье- бюрократического аппарата самодержавной России и позднее широко использовал эти познания в своей литературно-публицисти ческой деятельности. Позднее он вспоминал: «Жизнь толкала меня в самые разнообраз ные среды: я живал в деревнях, городах уездных, губернских... находился по своим обязанностям в самых близких отношениях со всеми сословиями и состояниями» '. За время службы Елисееву пришлось познакомиться и с положением тюрем и эта пов, этой скрытой от посторонних глаз изнанкой сибирской жизни. То, что увидел он там, привело его в ужас и смятение. Казалось, что перед ним разверзлись врата ада, где человек уже переставал быть чело веком, где на него смотрели как на сущест во из другого мира. Он и здесь столкнулся со множеством злоупотреблений: арестан тов обирали на каждом шагу, морили голо дом, держали в антисанитарных условиях. В мае 1857 года Елисеев был переведен в Тобольск — советником губернского прав ления. Один из современников говорил, что к тому времени у него уже была репутация «человека передового и прогрессивного»2 Однако служба перестала приносить ему удовлетворение. 1 «Современник», 1861. март, стр. 105. 2 «Русская мысль». 1901, кн. 7, стр. 106, После поражения России в Крымской войне и смерти царя Николая I и в далекой Сибири все чаще заходила речь о кресть янской реформе. Но самые важные события происходили где-то очень далеко, за тысячи верст, в столице. Там, как казалось Елисе еву, решалась судьба страны и народа. В декабре 1857 года, сославшись на неудов летворительное состояние здоровья, он по дал в отставку и в начале следующего года навсегда покинул Сибирь. В Петербурге Елисеев сначала попытал ся поступить на службу. Однако, пока запрашивались документы из Сибир'и, он успел опубликовать на страницах журнала «Современник» свою статью «О Сибири», на которую обратил внимание Н. Г. Чер нышевский. Великий революционер-демократ принял в судьбе Елисеева самое горячее участие: помог устроиться, привлек к посто янному сотрудничеству в «Современнике», а в начале 1861 года поручил ему один из важнейших отделов журнала — «Внутреннее обозрение». В статье «О Сибири» Елисеев резко выступил против публициста Колмогорова, который на страницах журнала «Отечест венные записки» попытался доказать, что Сибирь — это земля обетованная, где все люди живут счастливо и богато. Это не правда, говорит Елисеев, «... в Сибири есть бедность, да еще какая бедность-то! Есть множество семейств, которые... едва могут облачаться в домашнюю сермягу; которые и не во все праздники видят за столом сво им мясо...»1 Критик требует правдивого изображения Сибири, где «много и дурного и хорошего» г. С фактами в руках он опро вергает все домыслы Колмогорова о Сибири и рисует реальную картину жизни сибирских крестьян, сибирских инородцев, вскрывает причины их бедственного состояния. Вслед за статьей «О Сибири» в «Совре меннике» появляются: «Уголовные преступ ники», «О движении народонаселения в России», «О препровождении ссыльных по Сибири на конных подводах» и другие работы писателя. Они поражают обилием фактов, статистических выкладок, цифр, которые были почерпнуты, по словам самого автора, из многочисленных ведомостей, отчетов, циркуляров, просмотренных и про анализированных им. Он поднял материалы чуть ли не за двадцать лет, и именно это позволило ему с такой определенностью судить и о распространении различных эпидемий по целому ряду губерний, и о стоимости препровождения осужденных на сибирскую каторгу и т. д. Елисеев отнюдь не ограничивался констатацией фактов. В его статьях прозвучала глубокая озабо ченность положением ссыльных и каторж ников, которые тысячами отправлялись цар ским правительством во все уголки Сибири. Он подверг резкой критике недостатки су допроизводства, состояние тюрем и этапов, говорил о необходимости исследования 1 «Современник», 1858, декабрь, стр. 176, 2 Там же, стр. 178.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2