Сибирские огни, 1966, №3
стеклоткани. Все тепло технологических, или так называемых хвостовых, газов полностью утилизируется Оно идет на получение пара для турбин завода. Электромоторы приме няются, лишь когда не хватает мощности турбин. Н а наружных сооружениях широко использован алюминий. В заводских строе ниях преобладает поэтому серебристый цвет. В помещениях — та же чистота. Пылесосы и другие приборы обеспечивают свежеет^ воздуха. Н а территории голландского саже вого завода единственное черное — тысячи великолепных черных тюльпанов с изыскан ным названием «Блек герл» — черная де вушка. Неоспоримым достоинством импортной сажи является ничтожный «разброс» в по казателях, допустимых техническими усло виями. Она отличается исключительной стандартностью. Это позволяет шинникам четко наладить процесс получения резины определенного качества. Вся зарубежная сажа выпускается только в гранулирован ном виде. Гранулы гладкие, плотные и рав номерные — величиной с булавочную го ловку. Мы , видимо, еще не привыкли смотреть на саж у достаточно серьезно. Подумаешь — сажа, стоит из-за копоти огород городить! К сожалению, порой бывает, что приходится воевать с собственными предрассудками, те рять в этой борьбе время и деньги, прежде чем новое пробьет себе дорогу, Вот и сейчас, пока не поздно, нелишне внимательно осмотреться: не повторяем ся ли? Строим один за другим сажевые за воды, а экономическая отдача заявляет о себе не сразу. Медленно осваиваются новые мощности. Почему же? Вспомним все по порядку. Уж е в те дни, когда шли пусковые рабо ты на Омском заводе активной сажи, точно такой же завод сооружался в Барнауле. П о тому же самому проекту. — Это был, мягко говоря, неудачный проект,— откровенно признается бывший главный инженер Омского завода Констан тин Федорович Серебряков — ныне началь ник экспериментально-технологического от дела производства сажи Омского научно- исследовательского института шинной про мышленности.— Д а, это был далеко не со вершенный проект. Н о судили его нестрого: первый. Х уж е — другое: сразу начали стро ить точно такие же заводы, повторяя ошибки, простительные для первого, но не допустимые для последующих. У нас было так: если гидростанция — пусть хоть в пу стыне, хоть в тундре,— лишь бы самая боль шая, если кукуруза, то от моря и до моря, если сажевые заводы — копоть чтоб до солнца... Откровенное, но, к сожалению, несколько запоздавшее признание. Омский завод — первый блин, который, как известно, может быть комом. Н о труд но объяснить упорную последовательность проектных институтов и планирующих орга низаций в повторении ошибок. Барнаульский завод, вышел, па существу, вторым неудач ным блином. Оба эти предприятия — а вслед за ними Сызранский. Ново-Сажевый в Ярославле — строились вслепую, без предварительного опробования, без подготовки тылов: сырь евой базы, специального машиностроения, приборов, без специалистов. То, что говорил на сентябрьском П ле нуме Ц К партии А. Н. Косыгин по поводу отставания в освоении мощностей на заво дах синтетического каучука, еще в большей степени можно отнести к сажевой промыш ленности. Медленное освоение новых мощ-' ностей... «является следствием некомплекс ного ввода в действие новых производств, ошибок и дефектов в проектах и техноло гических процессах. В немалой степени ска зывается и плохая организация снабжения новых производств сырьем, несвоевременная подготовка для нйх кадров эксплуатацион ников». Эти слова из доклада А. Н. Косы гина подтверждает вся история новых са жевых заводов. С самого рождения на сажевые заводы легла печать времени: они строились «с раз махом» и «опережающими темпами». П о этому и самые крупные промахи и мелкие ошибки сплелись воедино, образовав пороч ную, но логичную цепь. Непонятно, к примеру, что заставило проектировать технологическое оборудова ние из черных металлов, если в то время уже для всех было ясно, что на эти цели следует употреблять нержавеющую сталь? В первый же год эксплуатации острые зубы коррозии не оставили целыми почти ни одного аппарата. Кроме того, простая сталь дает окалину, а посторонние примеси — пер вый враг сажи. Попадая в резину, они ста новятся очагом разрушения автопокрышек. Д л я знакомства со всеми гримасами про ектирования омичам, а-позднее и барнауль- цам, не понадобилось много времени. Зато ни тем, ни другим не удалось сразу пере ломить «собственное мнение» проектиров щиков. Они ни в какую не давали разреше ния на замену обычной стали на нержавей ку, отвергали всякое покушение сажевиков на авторитетность их суждений. М ало научила их и грозившая катастро фой история «мокрого хвоста». Понятие «мокрый хвост» появилось вме сте с активной сажей, для улавливания ко торой в Омске впервые были применены водяные, «мокрые» фильтры. Система мок рого доулавливания туго завязала узелок всей технологической нитки. Она оказалась весьма несовершенной. То и дело возникаю щие в этой системе заторы ставили все про изводство в аварийное положение. Н о самое страшное было впереди. «Мокрый хвост» вызвал невиданную в са жевой промышленности коррозию. Новый завод оказался под угрозой полного разру шения. В Омск слетались крупные специа листы. Ф окус оказался в сере. Мизерные ее количества, содержащиеся в газосажевом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2