Сибирские огни, 1966, №3

стеклоткани. Все тепло технологических, или так называемых хвостовых, газов полностью утилизируется Оно идет на получение пара для турбин завода. Электромоторы приме­ няются, лишь когда не хватает мощности турбин. Н а наружных сооружениях широко использован алюминий. В заводских строе­ ниях преобладает поэтому серебристый цвет. В помещениях — та же чистота. Пылесосы и другие приборы обеспечивают свежеет^ воздуха. Н а территории голландского саже­ вого завода единственное черное — тысячи великолепных черных тюльпанов с изыскан­ ным названием «Блек герл» — черная де­ вушка. Неоспоримым достоинством импортной сажи является ничтожный «разброс» в по­ казателях, допустимых техническими усло­ виями. Она отличается исключительной стандартностью. Это позволяет шинникам четко наладить процесс получения резины определенного качества. Вся зарубежная сажа выпускается только в гранулирован­ ном виде. Гранулы гладкие, плотные и рав­ номерные — величиной с булавочную го­ ловку. Мы , видимо, еще не привыкли смотреть на саж у достаточно серьезно. Подумаешь — сажа, стоит из-за копоти огород городить! К сожалению, порой бывает, что приходится воевать с собственными предрассудками, те­ рять в этой борьбе время и деньги, прежде чем новое пробьет себе дорогу, Вот и сейчас, пока не поздно, нелишне внимательно осмотреться: не повторяем­ ся ли? Строим один за другим сажевые за­ воды, а экономическая отдача заявляет о себе не сразу. Медленно осваиваются новые мощности. Почему же? Вспомним все по порядку. Уж е в те дни, когда шли пусковые рабо­ ты на Омском заводе активной сажи, точно такой же завод сооружался в Барнауле. П о тому же самому проекту. — Это был, мягко говоря, неудачный проект,— откровенно признается бывший главный инженер Омского завода Констан­ тин Федорович Серебряков — ныне началь­ ник экспериментально-технологического от­ дела производства сажи Омского научно- исследовательского института шинной про­ мышленности.— Д а, это был далеко не со­ вершенный проект. Н о судили его нестрого: первый. Х уж е — другое: сразу начали стро ить точно такие же заводы, повторяя ошибки, простительные для первого, но не­ допустимые для последующих. У нас было так: если гидростанция — пусть хоть в пу­ стыне, хоть в тундре,— лишь бы самая боль­ шая, если кукуруза, то от моря и до моря, если сажевые заводы — копоть чтоб до солнца... Откровенное, но, к сожалению, несколько запоздавшее признание. Омский завод — первый блин, который, как известно, может быть комом. Н о труд­ но объяснить упорную последовательность проектных институтов и планирующих орга­ низаций в повторении ошибок. Барнаульский завод, вышел, па существу, вторым неудач­ ным блином. Оба эти предприятия — а вслед за ними Сызранский. Ново-Сажевый в Ярославле — строились вслепую, без предварительного опробования, без подготовки тылов: сырь­ евой базы, специального машиностроения, приборов, без специалистов. То, что говорил на сентябрьском П ле­ нуме Ц К партии А. Н. Косыгин по поводу отставания в освоении мощностей на заво­ дах синтетического каучука, еще в большей степени можно отнести к сажевой промыш­ ленности. Медленное освоение новых мощ-' ностей... «является следствием некомплекс­ ного ввода в действие новых производств, ошибок и дефектов в проектах и техноло­ гических процессах. В немалой степени ска­ зывается и плохая организация снабжения новых производств сырьем, несвоевременная подготовка для нйх кадров эксплуатацион­ ников». Эти слова из доклада А. Н. Косы ­ гина подтверждает вся история новых са­ жевых заводов. С самого рождения на сажевые заводы легла печать времени: они строились «с раз­ махом» и «опережающими темпами». П о ­ этому и самые крупные промахи и мелкие ошибки сплелись воедино, образовав пороч­ ную, но логичную цепь. Непонятно, к примеру, что заставило проектировать технологическое оборудова­ ние из черных металлов, если в то время уже для всех было ясно, что на эти цели следует употреблять нержавеющую сталь? В первый же год эксплуатации острые зубы коррозии не оставили целыми почти ни одного аппарата. Кроме того, простая сталь дает окалину, а посторонние примеси — пер­ вый враг сажи. Попадая в резину, они ста­ новятся очагом разрушения автопокрышек. Д л я знакомства со всеми гримасами про ектирования омичам, а-позднее и барнауль- цам, не понадобилось много времени. Зато ни тем, ни другим не удалось сразу пере­ ломить «собственное мнение» проектиров­ щиков. Они ни в какую не давали разреше­ ния на замену обычной стали на нержавей­ ку, отвергали всякое покушение сажевиков на авторитетность их суждений. М ало научила их и грозившая катастро­ фой история «мокрого хвоста». Понятие «мокрый хвост» появилось вме­ сте с активной сажей, для улавливания ко­ торой в Омске впервые были применены водяные, «мокрые» фильтры. Система мок­ рого доулавливания туго завязала узелок всей технологической нитки. Она оказалась весьма несовершенной. То и дело возникаю­ щие в этой системе заторы ставили все про­ изводство в аварийное положение. Н о самое страшное было впереди. «Мокрый хвост» вызвал невиданную в са­ жевой промышленности коррозию. Новый завод оказался под угрозой полного разру­ шения. В Омск слетались крупные специа­ листы. Ф окус оказался в сере. Мизерные ее количества, содержащиеся в газосажевом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2