Сибирские огни, 1966, №3

сти, вывез 70 тысяч семян гевеи. Вскоре после этого «плачущее дерево» распростра­ нилось во всех тропических колониях и до­ минионах Великобритании. «Слезы дерева» стали слезами колоний. Макинтоши, обувь, зонтики... Европа на­ шла применение латексу, Н о вот беда: в жару он раскисал, а на холоде делался хрупким, ломался. В начале X V III века американец Чарльз Гудьир нашел способ придавать каучуку особую прочность и упругость. Такую способность каучук при­ обрел, соединяясь при высокой температуре с серой. Этот процесс Гудьир назвал вулка­ низацией — по имени греческого' бога огня Вулкана. В течение ста лет после этого открытия потребление каучука возросло в две тысячи раз! Ничего удивительного в этом нет. Ведь для «обувки» только одной грузовой маши­ ны требуется 240 килограммов каучука, Самолета — 600, для экипировки танка — 800 килограммов, а корабля — 68 тонн. 1 Каучука уже не хватало. Во всех стра­ нах начались отчаянные поиски заменителя. Он был найден в нашей стране, в молодой республике Советов. В двадцатые годы знаменитый химик В. С. Лебедев получил «;СК» — синтетический каучук. Но сам по себе каучук, к сожалению, не решал проблемы: нужен был наполнитель, причем такой, который бы не ухудшал, а, по возможности, улучшал качества искус­ ственного ,каучука. Вот тогда пригодился опыт древних бразильских резинщиков: чтобы придать своим поделкам из «каа-о-чу» ■прочность, они выдерживали их над костром из пальмовых листьев, источавших густой, едучий дым. И получали... резину! Незаменимым наполнителем каучука ста­ ла сажа. Было испробовано, впрочем, огром­ ное количество и других веществ, но ни одно из них не могло конкурировать с сажей. Что же это такое — сажа? Для обозначения всякого пигмента обыч­ но применяют термин «чернь»: костяная чернь, минеральная, ивовая, виноградная... Термин «сажа» применяется, в отличие от «черни», для обозначения истинных саж. Все знают сажу: рыхлое пачкающее ве­ щество засоряющее трубы и атмосферу. Но это, так сказать, бытовое представление. Сажа — наиболее тонкий пигмент. Она об­ ладает высокой светостойкостью, интенсив­ ным черным цветом, химической инертно­ стью, превосходной красящей способностью. Существует много сортов сажи самого раз­ нообразного назначения. Сажа под электронным микроскопом — это шарики диаметром от одной десятой до одной сотой микрона, состоящие из мил­ лионов атомов углерода. Шарики плотны —- в два раза плотней, чем частицы воды. Так что рыхлость сажи обманчива и объясняет­ ся лишь тем, что плотные шарики слабо «пригнаны» друг к другу. Поэтому-то литр сажи ,и весит всего 100 граммов. Осталь- нре — воздух. Добавление сажи в каучук делает его крепче в 15— 20 раз. Сажевые шарики как бы обволакиваются массой каучука, созда­ вая монолит. Чем меньше шарики, тем больше по­ верхность соприкосновения с каучуком,тем прочнее резина. На доброй саже шины бе­ гают до 50 тысяч километров, а без нее не пройдут и нескольких сотен. Ради получения сажи теперь строятся целые заводы. И не мудрено: только на одну автомо­ бильную шину надо от 6 до 15 килограм­ мов сажи — целый мешок! Без сажи не обойдешься и в производ­ стве лаков, полиграфических красок, элек­ тродов, лент для пишущих машинок, эбони­ та, граммофонных пластинок, термоизоля­ ционных материалов. Но все же основная масса с а ж и — до восьмидесяти процентов — используется в шинной промышленности. Именно развитие автомобильного транспорта и авиации вы­ звало гигантский скачок в росте сажевого производства. Если в 1918 году Америка произвела всего 19,5 тонны сажи, то нынче ее годовой выпуск перевалил здесь за мил­ лион тонн! Путь нашей отечественной сажевой про­ мышленности не прост, усеян терниями. Р о ­ мановы оставили нам в наследство две-три сажекоптилки, затерявшиеся в Вологодской и Архангельской губерниях, где сажу добы­ вали из бересты и пневого осмола. Полуку­ старные заводики ламповой сажи в К уди­ нове и Колокше знамениты больше неве­ роятно тяжелыми условиями труда, чем качеством и количеством добывавшейся там сажи. Россия не имела даже самого элемен­ тарного минимума потребных для народно­ го хозяйства видов сажи. А их надо немало. К «истинным» сажам промышленного зна­ чения относятся печная, канальная, терми­ ческая, ламповая, ацетиленовая. Каждая из них служит определенной цели. Даж е для одной шины требуется целая сажевая гамма. После революции, в годы пятилеток, был положен первый камень в фундамент нашей сажевой независимости от заграницы: по­ строен Ярославский завод сажи. Эти сорта сажи хороши в лакокрасочной и по­ лиграфической промышленности, при изго­ товлении резино-электрических изделий, но мало пригодны в шинном производстве. Поэтому, несмотря на то, что мы первы­ ми в мире создали синтетический ' каучук, шинная промышленность долго не могла получить мощного развития, так как стра­ на — ко всему прочему — не имела своей сажи. Ощутимо это сказалось в послевоен­ ные годы, когда стала особенно великой потребность в резиновой «обуви» для тран­ спорта. В 1948 году была создана отечественная установка форсуночной сажи — по существу, первого у нас вида сажи, предназначенного специально для шин. т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2