Сибирские огни, 1966, №3
Д И А т Л Щ Д М Владимир ГУСЕЛЬНИКОВ С А Ж А И с б р о с и л парень рюнзак... Трамвай «тройка». Самый длинный марш рут. Сходишь на конечной остановке — и вот она, окраина Барнаула, и вот он, саже вый завод. Я привык видеть этот завод в натураль ную величину, а сейчас он предстал передо 1 иной совершенно в ином виде. «Черное и белое»—-так называлась картина. М ону ментальные темные громады на фоне све жего, целомудренно белого снега, не успевшего почернеть даже на заводской территории. Когда-то таким ще белым был и сам завод: на картине видно, что стены выложены из силикатного кир пича. — Дымит,— сказал я с укоризной, глядя на атласно-черный дымок, изображенный на полотне. — Это верно,— согласился художник.— Н о черный дым — это еще куда ни шло...— Замегив мое удивление, объяснил: — Зна чит, завод работает.. Ишь, как бодро ды шит. Вот если бы шел белый дым, тогда дело дрянь. Если белый— значит, нет сырья, идет полное сгорание — лишь бы тепло со хранить. Вообще-то, по простоте душевной, я счи тал (и до сих пор того мнения), что любой дым из трубы — целое , бедствие. Поэтому, едва успев переварить полученные сведения, приготовился высказать Валерию Незнамо- ву свои соображения. Н о он опередил: — Белый снег — это хорошо, а вот бе лый дым — плохо,— сформулировал свою мысль Незнамов— А вообще-то...— Валерий помедлил,— дым из трубы — расточитель ство. Здорово рисует Валерий Незнамов. Не случайно его картинам нашлось место на Всесоюзной выставке молодых художников. Барнаульца заметил президент Академии художеств В. А. Серов и дружески с ним беседовал, наставлял. О своих встре чах с известными художниками Валерий говорит нарочито небрежно, плохо скрывая этим страшную гордость. Давно вынаши-- вает он замысел чудо-картины, да побаи вается, сумеет ли воплотить его... Я познакомился с Незнамовым случайно, в рабочем клубе. Высокий, щеголеватый, он крутил узкопленочный аппарат и весело комментировал собственные кинокадры, по вествующие о туристском походе по Черно морскому побережью. Па экране покачива лись на ветру кипарисы, бегали пЪ лестни цам роскошных царских дворцов разомлев шие от жары туристы, плескались зеленые волны. Несколько раз среди туристов появ лялась улыбающаяся физиономия самого оператора ровный ряд зубов, черные глаза, сросшиеся над переносьем брови. После сеанса я узнал, что Валерий, ап паратчик сажевого завода, увлекается не только кинолюбительством, но и живописью. — Приходи, покажу рисунки, если инте ресуешься,— позвал он. И вот я пришел. И посмотрел картины. И узнал о всей его, Валерия, жизни — хоть и короткой, но полной беспокойства и пе ремен. Человек шел по планете легко. Ничто его не обременяло, не тяготило. В рюкзаке, рядом с куском мыла и мохнатым полотен цем, лежал этюдник. Он был молод, этот художник. Молод и зелен. Легко шел по земле Валерий Незнамов. Не шел, а катился. Его можно было с оди наковым основанием назвать романтиком, летуном или любителем острых ощущений. М ож ет быть, он искал натуру для своей па литры? Или самого себя? Вряд ли теперь сам Валерий ответит на этот вопрос. Бро дил по свету. Искал чудо. И все тут. Он искал его в горах Памира, с геоло гами, в Уссурийской тайге, с лесоустроите- лями, на Каспии, с рыбаками... Был матро сом, каменщиком, лесорубом, слесарем. Остановился не в Братске, не на алмаз ном прииске, не на Кавказе, а в Барнауле, на стройке шинного комбината. Взял кисть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2