Сибирские огни, 1966, №3

сохранились, и бюрократизм, и чванство, и прятание от правды жизни. Сметут, чтобы открыть возможность тебе работать на всю катушку. Чтобы ты мог сделать все, на что способен. И ты сам частица этой очищающей силы. Вот, собственно, и все, о чем мы говорили по дороге из Тюкалинской травяной республики. 19 65г. О к т я б р ь . Закончены блокнотные записи..'. Заново просмотрен, продуман пройденный отрезок жизни... Интересно, что вот такая потребность разобраться в самом себе, как я заме­ чаю, появилась не только у меня. Что ок, очевидно, к тому есть основания. Личность в годы культа у нас действи­ тельно была принижена. Нус приучали довольствоваться и даже гордиться положением «г винтика» в государственной машине■И, естественно, теперь,-когда общественная роть личности приведена в соответствие с ее назначением, она жаждет выхода, развития. Нужно ли такое осмысление, поможет ли оно в общественной деятельности и даст ли, в конце концов, необходимый положительный эффект? По-моему, нужно, поможет и даст! Совершенно очевидце: для того, чтобы успешно развивалось наше общество, нужно самое интенсивное развитие отдельной личности, в которой гражданские качества про­ являлись бы с наибольшей силой. Процесс материального производства в социалистическом обществе требует актив­ ного участия каждой личности. Без чувства достоинства невозможно существование творчески мыслящего человека, а следовательно, творческий процесс. Или точнее: без творческой личности невозможен совершенный процесс производства. Н а м нужно сей­ час искать такие взаимоотношения между личностью и обществом, при которых наиболее полно выразилась бы ее общественная сущность, такие формы отношений, которые обеспечивали бы людям взаимное уважение, доверие и, следовательно, рожда­ ли бы коллективный разум, коллективную волю. Может быть и мой очерк послужит, пусть не столь уж большим, стимулом к поискам себя, к раздумьям над прошедшим и над нашим днем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2