Сибирские огни, 1966, №2
тонны зерна, картофеля, овощей, хотя, как вскоре выяснилось, этот метод яйца выеден ного не стоит. Что же происходило со мной в те годы? И что это был за период? Сейчас мне могут сказать: вот горазд каяться, а где же ты был раньше-то? Мне это тоже хочется понять. Я уже говорил, что сравнительно долго жил на седьмом небе. Но как я попал туда? Ведь у нас еще столько впереди несделанного на земле, что каждый из нас обя зан сейчас проверить, разобраться в собственном прошлом ради будущего. Каким же был путь на седьмое небо? Я спрашиваю себя• пошел ли я в чем-нибудь на сделку с совестью, когда популяризировал посевы, озимых по стерне? Я знал, что это попытка заставить пшеницу агрономическими мерами переносить суровые сибирские зимы, знал, что это важная задача и что опыты поддерживаются правительством. Поступал ли я против совести, когда воевал за ветвистую пшеницу? Я искренне верил, что с помощью ее сотворится чудо. Какие у меня были основания сомневаться, ес ли нас заверяли, что Сталин распорядился посеять вокруг Москвы 200 тысяч гектаров этой пшеницы, чтобы прекратить завоз зерна в столицу. И уж нам, газетчикам, оставалось только трубить. И почему я должен был не верить Лысенко, если его окружал все более и более яркий ореол славы? Ведь это же прекрасное чувство — верить! Еще мы гордились тем, что мы люди нового склада и обладаем чувством нового, которое есть первый признак творческого, думающего человека. Все это было так. Но, может быть, у нас не хватало знаний для того, чтобы от личить подлинно новое от прожектерства? Я не мог не верить потому, что сам мало знал. А ведь слепая вера и незнание всегда живут рядом. Но почему же всякие псевдонаучные откровения представали перед нами как большие ценности и почему они распространялись вширь сразу же на миллионы гекта ров? Почему, допустим, когда уже тысячи фактов год за годом опровергали пользу посевов озимых по стерне, под них продолжали отводить сотни тысяч гектаров земли? Разговаривал недавно с одним московским ученым-экономистом, который побы вал за границей. Он рассказал, что там, за границей, ученый, разработав новый метод или выдвинув новую теорию, обращается, прежде всего, к практическим работникам, т. е. к фермерам, старается их убедить в полезности своих предложений. И судьбу но вого там решает урожай, прибавка продукции, процент прироста. Если фермеры убе дились в пользе нового дела — ему открыта широкая дорога, в противном случае оно умирает, так сказать, естественной смертью, как бы ни рекламировали его. У нас Же, к сожалению, кроме этого естественного пути, действовала и иная схе ма. В годы культа личности ученые со своими теориями и открытиями шли не в колхо зы и совхозы, а в кабинеты, к «авторитетам», спешили их убедить в пользе своего от крытия. И довольно часто это удавалось. И вот, без необходимой проверки, получали путевку в жизнь различные псевдоноваторские предложения. А журналисты, к сожа лению, их поддерживали. — Да, поддерживали ,— признался я ,— поддерживали, потому что не могли знать всего. И потому еще, что мы верили. — Видите ли, если вы будете больше знать, то будете лучше улавливать подлин но новое, даже в зачатке. Но широкую дорогу нужно требовать только тому, что оправдало себя в производстве, польза чего доказана практикой. Да, мы мало знали и слепо верили! И я бы сказал даже, старались верить, по тому что верующему не только легче жить, но с него и спросу меньше. Сам за себя он отвечает только перед единомышленниками, а перед историей — вместе с ними, «всем кагалом». А какой при этом спрос с рядового? Может быть, ради такого спокойствия я старался усиленно верить. И все-таки, как честный человек, я чем-то пожертвовал, почти незаметно для себя. Если и была в те годы сделка с совестью, то ее надо искать вот здесь, в этом усиленном желании верить. Ведь я так и не уяснил для себя тогда, имел ли Сажин право на ту позицию, ко торую он занял в обществе, и подлежал ли осуждению и какому. А между тем решить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2