Сибирские огни, 1966, №2

явлениях, в банальных ситуациях забавные мелочи, подробности, детали, и будничное, примелькавшееся, банальное оборачивается к нам новой стороной. С веселым смехом воспринимаем мы такие юморески, как «Пот дарок», «Непродающий и продающий», «Перекур», «Выход». Но совсем другой настрой в зарисовках «Хулиган», «Осколок», «Всевозможные бла­ га», «Он первый начал». Здесь сквозь смех звучит досада: сколько же еще в нашей жизни скверны и как бессмысленно и бес­ пощадно мы подчас отравляем существова­ ние себе и другим. В этих рассказах — более уродливые че­ ловеческие страсти, более существенные беды и невзгоды: хулиганство, кляузниче­ ство, стяжательство, бюрократизм. Они ста­ ры, как мир, и писать о них будут, конечно же, до тех пор, пока они не исчезнут. Не­ обходимо только, чтобы сатирические обра­ зы, их олицетворяющие, были реальны и конкретны. Н Самохину это иногда удает­ ся. Он изображает своих героев в гротеск­ но-комическом плане. И оказывается, этих типов мы встречали среди наших современ­ ников, просто они не были нам представ­ лены. Вот колоритнейшая сценка — «Хулиган». Живые интонации «героя», его «натураль­ ная» речь, типичные манеры. Но не ради зубоскальства над хулиганом написан рас­ сказ. Раскрывается двойное зло. Слабый, Жалкий экземпляр рода человеческого, край­ не примитивный во всех своих проявлениях, оскорбил и отдубасил двух хороших пар­ ней. Тем ничего не стоило проучить его хо­ рошенько, но они не отважились на это и только решительно изрекли ему вслед: «Морально тяжело наблюдать таких ти­ пов». Еще более острые чувства враждебности и негодования вызывает некий Практикан­ тов из рассказа «Осколок». Живет среди людей этот гнусный клеветник, спекулирую­ щий на праве советского гражданина «жа­ ловаться» и «критиковать» Подкапывается он под всех честных и порядочных труже­ ников, ибо одержим одной единственной страстишкой — кого-нибудь «сколупнуть», «ссадить с места» «Вот напишу жалобу — только ногами сбрякаешь»,— грозится он одному из тех, кто попался ему на пути. «Этот напишет,— тоскливо подумал тот.— Ох, напишет! Начнутся разбирательства и проверка, пойдут комиссии, поедут предста­ вители. Эхма!» Случается, что и отступают перед такими никчемными «осколками» — во избежание нервотрепки — добрые люди. А не лучше ли было бы... Нет, здесь, как и в других рассказах Н. Самохина, нет ни банальных нравоуче­ ний, ни навязчивых выводов. Оценки, вы­ воды и приговоры — это дело читателя Пи­ сатель приводит к ним чисто художествен­ ными средствами. В «Заборе» ситуация не только не нова, но и довольно избита. Не нов и централь­ ный образ — пенсионера, который заполняет свою жизнь всевозможными жалобами в разные инстанции. В данном случае он до­ бивается того, чтобы ему исправили забор, хотя проще, конечно, сделать это самому. Неожиданный и меткий удар наносится в другой конец: бюрократ, маринующий гра­ жданские заявления, освобождается от ра­ боты за «развал», «разложение» и т. д., но вдруг оказывается на еще более высокой должности. Очень смешон и нелеп Бабарыкин — об­ раз этакого восторженного папаши которо­ го умиляет в молодых людях даже самая элементарная добропорядочность: они не обижают девушек, не ломают деревьев, не допускают простоев на работе и ' д. И бе­ рут на себя сбитые с толку парни обяза­ тельства: «регулярно пользоваться носовым платком» и «ежедневно мыть уши с мы­ лом». Меткие, разящие удары наносит Н. Са- мохин и по многим другим изъянам и урод­ ствам в человеческих характерах, мешаю­ щим нам нормально жить, плодотворно ра­ ботать и хорошо отдыхать -• таким, как трусость, назойливое любопытство, тщесла­ вие, спортивный ажиотаж и др. У Н. Самохина есть умение немногими штрихами создать запоминающийся образ, нередко карикатурный, подчеркнуть в нем смешное и нелепое, осудить недостатки и помехи в нашей жизни. И все это — при очень добром отношении к людям, с верой в возможность их исправления. Впрочем, в книжке Н. Самохина не все равноценно. Есть в ней бесцветные, наду­ манные рассказы — «Слагаемые и сумма», «Пессимист», «Карандаш». Есть карикату­ ры, не ставшие образами — таков хапуга из рассказа «Всевозможные блага». Неко­ торые фельетоны, помещенные в конце кни­ ги, снабжены не очень свежими коммента­ риями, что также нарушает цельность впе­ чатления от сборника, в обшем-то веселого, остроумного, привлекательного.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2