Сибирские огни, 1966, №2

новое исследование, посвященное творчест­ ву полузабытого сегодня литератора. Бу­ дем откровенны: не так уж часто выходят подобные монографии в местных изда­ тельствах. Восточно-Сибирское издательство затея­ ло недавно интересную серию — «Замеча­ тельные люди в Сибири». Вышла очередная книжка — о Петре Поликарповиче Петрове1. Ее написал литературовед Василий Трушкин. Название, пожалуй, скучновато даже для монографической работы — «Сибирский пар­ тизан и писатель П. П. Петров». Впрочем, автор подвижнически изучил огромный ма­ териал, хранящийся как в государственных архивах, так и у частных лиц. Книга дает исчерпывающее представление об одном из замечательных сибиряков, революционере и писателе. Ряд документов, найденных В. Трушкиным, впервые приводится в лите­ ратуре. О Петре Петрове по праву говорится как о зачинателе сибирской литературы в советское время. Рассказывая, какую роль играли романы «Борель», «Золото» и дру­ гие, В. Трушкин анализирует их художест­ венные качества. Тут же цитируются выска­ зывания А. М. Горького, высоко ценившего П. Петрова. Большой интерес представляют письма автора «Угрюм-реки» Вячеслава Шишкова. Они впервые в этой работе стали достоянием читателей. Изданная небольшим тиражом (5 тыс. экз.), к сожалению, обычным для литерату­ роведческих работ, в хорошей обложке, ис­ полненной художником Г Леви, книга Ва­ силия Трушкина привлечет внимание всех, кому дорога сибирская история. Ведь она воскрешает доброе имя писателя, которого несправедливо вычеркивали из литературы много лет. Кстати, сейчас ведется подготов­ ка к изданию произведений самого П. Пет­ рова. Давно пора! Ф . В а с и л ь е в а О СМЕШНОМ. И ДОСАДНОМ Ю юмористическом сборнике Н. Само- хина2 есть один — он далеко не луч­ ший — рассказ. Вот его начало: ! В. Т р у ш и н . Сибирский партизан и писа­ тель П. П. Петров. Повесть героической жизни. Вост.-Сиб. кн. изд., 1965. 2 Н. С а м о х и н . Только правда, или кошмар­ ные вещи. Юморис 1 ические рассказы и фельетоны. Новосибирск, Зап.-Сиб, кн, изд., 1965, «Вовка неохотно ел борщ. Мама сказала: — Если он не будет есть борщ, то нико­ гда не вырастет. Правда ведь, папочка?» И пришпоренный папочка стал разрисо­ вывать перед Вовкой взрослого дядю, кото­ рый в детстве ничего не ел. Рисунок был такой необыкновенный, такой занятный, что Вовка замер от восторга. До еды ли ему было! Н. Самохину не угнаться за своим одер­ жимым героем, но и он горазд на выдумку, на преувеличение, на гротеск. Он неплохо владеет этим приемом и добивается резуль­ татов иных, чем Вовкин папа в «Воспита­ тельном моменте». В отличие от Вовки, чи­ татель проглатывает почти все, что пред­ лагается его вниманию. И отдельные «де­ тали», вроде «дюралевой брошки «Медный всадник», и такие сюрпризы, как: «Щуплый болельщик сорвал с головы шапку и отку­ сил у нее ухо», и даже целого «Достойного противника», где все построено на i ротеске. И все-таки кое-где Н. Самохин нарушает допустимые границы: очевидно, и здесь они существуют, и здесь действует непрелож­ ный закон искусства «чуть-чуть». К примеру. На суперобложке самохин- ского сборника, оформленного заниматель­ но и со вкусом, вместо привычной аннота­ ции помещено предисловие автора — «не­ сколько теплых слов», написанных действи­ тельно тепло и остроумно. Смех, который сопровождает чтение самохинской книжки почти до конца и в разных вариантах — он то язвительный, то грустный, то озорной, то добродушный,— смех звучит уже с первых слов предисловия: «Я отнес рукопись своей книжки в издательство. Прошло каких-ни­ будь полгода, и мне позвонил редактор...» По просьбе редактора автор написал анно­ тацию, разумеется, скромную, но скром­ ность не принесла ему успеха, и вот: «В ту же ночь я подкрался к издательству с раз­ водным ключом за пазухой. Я оглушил сто­ рожа, связал его по рукам и ногам колючей проволокой и по водосточной трубе проник в кабинет редактора. Аннотация лежала на столе. Я разорвал ее на узкие полоски, сжег их одну за другой и проглотил пепел». Что-то здесь лишнее, не так ли? Но это между прочим. Главное же в том, что в обильном потоке юмористической ли­ тературы последних лет маленькая книжка Н. Самохина — довольно заметное явление. Вряд ли она затеряется. Чувство юмора — счастливый дар. С ним веселее, интереснее и легче жить. Не пото­ му ли на юмор большой спрос, который — увы — не всегда удовлетворяется! Юмористы и сатирики призваны, в об- щем-то, обличать и осуждать. Как правило, они стремятся к созданию отрицательных типов. Н. Самохин пишет не только о дур­ ных, но и о хороших людях: ведь и у них есть различные мелкие слабости и недуги, которые легко поддаются лечению смехом. Меткий взгляд писателя обнаруживает в будничных событиях, в примелькавшихся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2