Сибирские огни, 1966, №2
в значительной мере сознательно и органи зованно шел на революцию и на борьбу с Колчаком. В романе «Соль земли», первая часть которого была написана еще до XX съезда партии, писатель с гражданским мужеством поднимает проблемы методов руководства, ратует за широкое и перспективное мыш ление, за развитие инициативы на местах и комплексное использование богатств Сиби ри. Надо ли говорить, что эти проблемы, которых писатель коснулся 10 лет назад, остаются актуальными и в наши дни? Есть концепция и в романе «Отец и сын». Для уяснения ее весьма важен образ Прасковьи Скобеевой, двадцатидвухлетней учительницы-комсомолки. Дочь рабочего-коммуниста, «интелли гентка в первом поколении», она являет со бой типичный образ комсомолки двадцатых годов. В ней клокочет самозабвенный рево люционный порыв. Для нее странен вопрос: — Твои общественные чувства не пода вляют в тебе твоих личных чувств? На него она может ответить только так: — Мои общественные чувства — это и мои личные чувства. Расчленению они не поддаются. Вот какой день в своей жизни она от мечает как самый значительный: «День, когда я выехала в деревню. Объясню, по чему. В этот день я поняла, что обрела над собою власть, что могу повелевать на строениями, могу поворачивать свою судь бу и, как говорят, творить свою биогра фию. Всем колебаниям и сомнениям был положен конец, я почувствовала, как тор жествует моя воля, мои убеждения». В ее цельном характере нераздельно слиты юное обаяние и прямолинейная ка тегоричность, высокое чувство товарище ства и беспощадность к врагам. Это прав дивый характер, черты которого воспита ны революционной эпохой классовой борьбы. На девичьи плечи Прасковьи ложится трудный долг: райисполком назначает ее уполномоченным по выселению кулаков. И она думает про себя: «Ну вот. Панка, ты мечтала когда-то о баррикадах. Твоя меч та сбылась Революция ставит тебя на та кой участок, важнее и острее которого в настоящее время нет. Покажи, на что ты способна, и убедись, можешь ли соединять революционное слово с революционным делом». Прасковья Скобеева гибнет от мстящей кулацкой руки. Перед смертью в больнице она напишет: «Мне трудно, почти невоз можно писать, но я спешу рассказать всю правду. Людские сердца отходчивы. Это старая истина. С высоты пройденных лет легко судить о прошлом. Может быть, най дутся такие, которые скажут: «А не очень ли вы, дорогие наши предшественники, бы ли жестоки, когда изгоняли Михея Колу- паева или маложировского мельника? Мо жет быть, следовало бы как-то иначе по ступить с ними?» Комсомолка двадцатых годов Панка Скобеева решительно вмешивается в наш сегодняшний разбор и оценку истории. За последние годы, пожалуй, ни одна проблема полувековой истории советского общества не породила столько художе ственных произведений, как проблема ста новления новой деревни, в частности, кол лективизации. Это вполне понятно, ибо ленинизм всегда учил, что для пролетар ской революции самой сложной будет про блема крестьянства. Наша литература интенсивно исследу ет ее. Вспомним для примера хотя бы только произведения новосибирских пи сателей. Анатолий Иванов в романах «Пови тель» и «Тени исчезают в полдень» осно вательно проанализировал кулацкую пси хологию, ее способность к мимикрии, ее стремление приноровиться к колхозному строю — ему на вред, себе на пользу. Кри тика не очень-то справедливо упрекала пи сателя в том, что отрицательные герои по лучились у него ярче положительных. Ну, а если писатель сознательно выбрал глав ным объектом художественного анализа именно врагов? Разве это не значительная общественная задача? А. Иванов не про сто бесстрастным ланцетом препарирует кулацкие души, он как бы взрывает эту психологию изнутри, с беспощадной худо жественной логикой прослеживает ее крах. Есть ли определенная односторон ность в романах А. Иванова? Конечно. Ав тор ограничил себя лишь некоторыми ас пектами бескрайней гемы послереволюци онного крестьянства. Сергей Залыгин в повести «На Ирты ше» все свое внимание отдал анализу ха рактера середняка Степана Чаузова, скон центрировал взгляд на тех извращениях, которыми сопровождалась коллективиза ция в условиях складывающегося культа личности. Есть ли односторонность в пове сти С. Залыгина? Безусловно. Писатель как бы отсекает некоторые другие аспекты сложнейшего процесса: он глухо говорит о сопротивлении кулачества и о степени ожесточенности, которую внесло это со противление в исторический процесс, он не исследует истоков и степени исторической обусловленности психологии и убеждений перегибщика Корякина. Но есть ли прав да в повести «На Иртыше»? Да, одну грань исторической правды С. Залыгин ис следовал точно. Георгий Марков в романе «Отец и сын» со страстной убежденностью раскры вает истоки той суровости и ожесточенно сти, с которой батраки и бедняки, при пол ной поддержке советского государства, проводили ликвидацию кулачества как класса. Отец и сын Бастрыковы полной мерой хлебнули нещадной эксплуатации и униже ния за годы батрачества. Мать Алексея растерзана белогвардейцами. Кулак Пор фир ий Исаев убил остяка Еську, возглавил убийство Романа Бастрыкова и других большевиков из Васюганской коммуны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2