Сибирские огни, 1966, №2
без особого внимания к психологическим нюансам и тонкостям. Он подчеркнуто рез ко определяет свое отношение к героям — влюбленность в одних и ненависть к дру гим. И в выявлении этих своих чувств не скупится на прямые авторские оценки, на сгущение темных и светлых красок. Эго го ворится не в похвалу и не в упрек писате лю, это просто констатация того, что таков его стиль, не менее законный в художест венной литературе, чем всякий другой. Образ Романа Бастрыкова, организатора Васюганской коммуны, наделен чертами не которой исключительности. «С детства руки Бастрыкова привыкли к труду. Это были сильные и проворные руки. Ладонь широ кая, как топор, пальцы длинные, жесткие — кость да кожа. И если уж что-нибудь тре бовалось зажать в руках, то Бастрюков сжимал намертво, без отдачи, как в сле сарных тисках». Еще в молодости, когда он батрачил, кулаки наперебой старались заманить его к себе, потому что — «этот парень ломит за троих». И теперь, в коммуне, он делает больше всех: «На рубке новых домов Бастрыков поднимал самую тяжелую стойку», «на не- водьбе Бастрыков брал на себя ту часть работы, от исполнения которой зависели быстрота дела и его удача», «никто в ком муне не мог сравняться с Бастрыковым в умении метать невод», «удачливее других был Бастрыков и на охоте, он умел и лю бил стрелять птицу влет». Это черта определяющая, к ней сходятся все другие черты его характера. У него гиб кий и глубокий ум, умеющий разгадывать и предусматривать, его любовь к сыну осо бенно нежна и чуть сентиментальна (ведь Алешка растет без матери, ее убили бело гвардейцы), он трудно, но стойко перебары вает в себе любовь к Лукерье, жене това- рища-коммунара. Роман Бастрыков — образ живой, круп ный, вызывающий читательскую симпатию. Его исключительность идет вовсе не от ав торской заданности, писатель точно изобра жает один из ведущих типов самого начала двадцатых годов. После убийства Бастры кова коммуна распадается, люди, растерян ные и унылые, возвращаются с Васюгана в родные места. Да, в тех первых, еще незре лых, ячейках нового, советского общества зачастую все держалось только на вожаках- коммунистах, на их личном мужестве, орга низаторском таланте, на их человеческом обаянии. В этом суть и историческая правда образа Бастрыкова. Свои черты он передает сыну Алексею, который становится главным героем второй книги романа. И передает он по наследству Алексею классовую ненависть, приумножив ее в сыне еще и собственной гибелью от ру ки врагов Отцу и сыну Бастрыковым противостоят в романе кулаки Порфирий Исаев, Михей Колупаев и группа бывших белых офицеров, укрывающаяся от правосудия. Первое появление Порфирия интересно и своеобычно. Приземистый, круглоголовый: человек в сапогах радушно встречает ком мунаров, угощает их, словно действительно рад этим новоявленным хозяевам Васю- ганья, кладущим предел его безраздельному господству. Впечатляюще нарисована сцена раскула чивания Михея Колупаева: он бросается Ha- сырую после ночного дождя землю и как бы обнимает и ласкает ее, а в собравшейся толпе раздается сочувственный вопль и плач. Напряжение разряжается тем, что кто-то из толпы запустил в Михея слежав шимся куском земли. Тогда кулак вскочил и кинулся к подводе с криком: — Не положен самосуд! Не положен! Взыщет с вас за это советская власть! И жалок Михей в своей аппеляции к со ветской власти, и противен своей игрой, и нотки искренности чувствуются в нем. В этом эпизоде образ кулака становится живым и объемным Но пристрастие к крупным мазкам при недостаточном внимании к тонкой разра ботке психологических нюансов порой обо рачивается снижением художественной до стоверности. Пожалуй, особенно это сказы вается у Г. Маркова в обрисовке врагов- Вернемся к той же первой встрече Порфи рия с коммунарами. Этот владыка Васю- ганья читает мандат Бастрыкова, наделен ного' чрезвычайными полномочиями, и у не го «на висках выступили капли пота, он побледнел, развернутый лист бумаги дро жал в его руке». Бастрыков спрашивает у Исаева, какой промысел наиболее доходен и какие земли для хлебов подходящие. Иса ев, поняв, что председатель коммуны хочет поучиться у него, «выпятил грудь вперед»,. Бастрыков допрашивает кулака о его соб ственных доходах, и тот отвечает «плакси во», «совсем погасшим голосом», он «даже позеленел». Естественно, что такой разговор должен быть напряженным; по-видимому, целый комплекс противоречивых переживаний проходит в душе кулака за это время Но психологический анализ состояния героя автор пытается заменить внешними штам пами. Кстати, и Исаев, и Колупаев очень- похожи. Они наделены общими чертами- кулака, как социального типа, но в них почти не прощупываются индивидуальные черты типа художественного. Г. Марков никогда не был простым историографом. Он писатель общественно активный. Его книги, каким бы отдаленным временам они ни были посвящены, всегда участвуют в сегодняшних спорах, в реше нии злободневных проблем В «Строговых» он выдвинул- свою концепцию участия си бирских крестьян в революции и граждан ской войне. Вопреки распространенному в свое время мнению о сплошной стихийно сти этого участия, он доказывал, что влия ние большевиков в деревне было значи тельным уже до Окт ябрьской революции, что сибирский крестьянин, бедняк и середняк,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2