Сибирские огни, 1966, №2
ра» так сочувствует Кянукуку) и почему другой герой романа Букварь делает такой несуразный вывод: «Так и ты живи!». Да, есть такие люди, как Кешка, но и сквер ные песни, и пьянство, и бездумье, и ру гань редко бывают лишь внешними прояв лениями человека, они всегда выражают основу его натуры, пусть рожденной урод ливым воспитанием, но все же сложившей ся натуры. И если все это меняется, то ме няется не просто так, под минутным на строением, под влиянием хорошей записи в блокноте, а меняется туго, мучительно медленно, под нажимом больших событий, больших, переворачивающих все прежнее представление о мире, переживаний. Так бывает в жизни Между тем, в романе не рассказано, почему и как Кешка начинает становиться другим (как не рассказано о том, почему он стал таким, нет его биогра фии), и именно потому, что об этом не рассказано, и потому, что у героя нет конфликта ни с собственной жизнью, ни с окружающими, Кешка статичен и нужен автору только для того, чтобы погибнуть и своей смертью заставить Букваря добрее относиться к товарищам. Неправдива, надуманна и еще одна сторона содержания романа «Соленый ар буз» — мечта о соленом арбузе, мечта, вынесенная в название, следовательно главная лирическая (и идейная) пружи на романа. К сожалению, мечта эта вы зывает сочувственную улыбку, как осуж дающе сочувствуют иногда люди пустым и претенциозным причудам. Во-первых, меч ту эту не так уж трудно удовлетворить даже в условиях севера (это, кстати, и показано писателем). Во-вторых, такая меч та не может занимать большого места в жизни нормального человека, тем более не может выражать собой символ, как это пы тается сделать В. Орлов. Следовательно, как и всякая мелкая мечта, она не достой на обнародования по той простой и всем известной причине, что отнюдь не каждый хороший человек может стать литератур ным героем. Становится ясно, таким образом, что молодые писатели, не до конца осознав серьезность творческого труда, «грандиоз ность» его, ответственность перед людьми, неизменно впадают в мелкотемье Шаткая и наивная позиция В. Орлова, А. Битова, В Аксенова и др. вызывает тревогу не од ним тем, что обращена она к молодежи, но и тем, что легкое отношение этих авто ров к результатам своего труда вербует им все новых и новых соратников, стано вится причиной такого поразительного яв ления, как разговор со страниц художе ственных книг о пустяках в век бурных событий. Для занятий литературным тру дом нужно не легкомыслие молодости, ко торое часто затягивается, и не только му жество много видевшего и много знающего человека,— нужно еще и осмысление свое го творческого багажа с больших позиций времени. Не одна оригинальность, но и вы сота мысли, высота человеческого духа и дела его являются непременным условием творчества. И чем раньше и яснее поймут это писатели, входящие в литературу, тем до стойнее произведений мы дождемся от них.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2