Сибирские огни, 1966, №2
товарищей, жизнь которых (судя по рома ну, да наверняка есть это и в действитель ности) не обходится без матерщины, мел кого хулиганства и без «мудрого», спокой ного сознания, что «у человека, помимо всего прочего, есть живущий организм, и ему на самом деле нужно есть, спать и оп лодотворяться! Физиологию-то человека, разницу темпераментов пока не передела ли... и не спрашивай! Сам разбирайся в каше своих мыслей!» И Букварь разбирает ся в этой каше. Вот как описывает В. Ор лов его поведение, когда герой узнает о том, что друг его Николай «ездил на тринад цатый километр из-за женщин», потому что... «жизнь— очень сложная штука»: «Небо сразу стало черным. И тайга ста ла черной. И пиво в кружке — черным. Надо было вскочить и закричать на всю эту черную тайгу, бить кулаком по черно му небу. Но Букварь не вскочил и не стал кри чать, не смог. Это сказал не Кешка, а Ни колай. Значит он, Букварь, на самом деле молокосос и ни черта не понимает. Он поднес к губам кружку и допил чер ное пиво». Так Букварь впервые узнал о незыбле мости человеческой «физиологии», о вполне нормальном, оправданном и приемлемом в жизни поведении Николая, кстати, впослед ствии оказавшегося негодяем. Букварь не стал кричать и ломаться, трагедия его по знания мира вспыхнула и погасла, но день ото дня он начал постигать избитую исти ну матерых обывателей, истину, выдавае мую В. Орловым за откровение и тем более ненавистную и пошлую: «Так и ты живи! Корчуй старое в самом себе, корчуй непри миримо, но к другим будь терпимым. Не навязывай им своих правил, они только смеяться будут. Люди живут как умеют и переделывают себя как умеют!» А если многие не переделывают? А если не умеют? И уж если говорить справедливо, такое поведение будет неприемлемо для очень многих и совсем никого не научит хорошему. И если автор романа сам вы страдал и выловил из сложной, многооб разной, неповторимой жизни эту мудрость, то скромно ли декларировать именно такое утверждение публично и даже вносить его в моральную основу характера положитель ного героя, забывая, что книга — вещь об щественная, высший синтез высоких идей и наблюдений человеческого коллектива на протяжении многих веков, что каждая строка, каждое утверждение ее продумы вается и читателем этой книги. И еще надо понять, что одни люди навязывали другим и будут навязывать не только правила жизни, но и тончайшие качества своих поступков, что люди всегда будут переде лывать себя не «как умеют», а как учат их и даже заставляют лучшие. В этом, к сча стью, одна из сторон человеческого про гресса Как известно давно, цинизм не возника ет из ничего и сам в свою очередь порож дает вульгаризацию всех явлений много слойной жизни. Из его гнилого озерца те чет ручеек формальной правды, втягиваю щий в свое маленькое лоно многих людей, успокаивающий, как эликсир. Тонкой вкрадчивой струйкой затекает он на стра ницы книг, иногда оставляя на них только капли, иногда же смело и вызывающе ра стекаясь лужей, которую иным трудно обойти, а еще больше хочется принять, по тому что формальная правда легче и про ще, а потому слаще, подлинной весомой и сложной п р а в д ы . Эта легкая правда лепит, как из кирпичей, споро и похоже, литературные образы, обслуживая незадач ливых читателей и вызывая возмущение, недоверие и неприязнь у других, вдумчи вых и обогащенных уже жизнью или наде ленных чутьем художественного равнове сия. Сплав формализма с недостаточным знанием людей «помог» и В. Орлову так же нелепо разрешить и другую философскую 1 проблему своего романа — о необходимо сти пристального, доброго и доверчивого взгляда на человека. Само по себе это правильно, но, по В. Орлову, человек всег да прекрасен, стоит лишь присмотреться внимательней, приложить к этому чуть-чуть усилий и... Таков Кешка в «Соленом арбу зе». Правда, он работящ, не в пример Кя- нукуку В. Аксенова, у него нет конфликтов с товарищами, его даже любят. Ему все по плечу: и спеть двусмысленную песню, и од ним едким словом опозорить девушку, и выдолбить на скале непристойную надпись, и задумываться над такими сторонами жизни, как: «Стоит ли делать девушкам маникюры и завивки?» «Каким оудет коммунистическое обще ство.''» «Как пополнить свои знания до уровня средней школы?» «Ехал я вчера с ребятами в кузове и снова пел блатные песни. Тянет меня петь их. Как спорить мне самому с собой, где козыри?» «Как вести себя? Как одеваться? И как сделать так, чтобы жизнь была как песня, с ее грустью и радостью и ощущением все го радужного, нового?» Судя по этим записям в блокноте Кеш ки, герой противоречив; это, по мнению В. Орлова, похоже на правду. Именно по хожесть на правду, естественный продукт незнания людей, ввела писателя в заблуж дение, не позволила ему разглядеть, что то противоречие в характере героя, которое понравилось ему, не так уж интересно да и не только не соответствует действитель ности, но и противоположно ей. Нельзя не согласиться, что такие, примерно, люди, как Кянукук или Кешка, есть; их даже доволь но много, и часто некоторые из этих повес бывают ничего себе или становятся тако выми (каким, по мысли В. Аксенова, мог бы быть Кянукук). Но странно, почему ав тор «Соленого арбуза» так любуется Кеш кой (а автор романа «Пора, мой друг, по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2