Сибирские огни, 1966, №2
вые литературные типы и новые имена, но лучшие образцы революционного искусства всегда переплетали моральные проблемы художественных произведений с пробле мами общественными в единый тугой узел. Сколько бы ни было разнообразнейших тем и образов, в каждом из героев, как и в каждом человеке, в каждом характере, поступке, образе мыслей, в комплексе его гражданских побуждений лежат все осо бенности' времени, которые окрашивают своим светом творчество писателя, однако историзм мышления не только в осмысле нии и художественном воспроизведении ар хивных фактов, — он и в правдивом изо бражении личности современника. Юлия Борисова у П. Проскурина («Горькие травы»), Дербачев и Поляков, центральные образы романа, олицетворяют собой общественные силы, которые дей ствовали, боролись на переднем крае пос левоенных лет. Ни взаимные (любовные и деловые) отношения героев, ни различная, противоположная по своей сути, аргумен тация происходящего, ни стремление дейст вовать, как каждый считает правильным,— ничто не было спеленано и обескровлено только теми интимными невзгодами, какие рисуются В Аксеновым и А. Битовым. В романе П. Проскурина действие происхо дит в гуще народной жизни, и основа, поч ва, на которой действуют герои,— вся стра на, ее натужная работа после войны, ее горький, тяжелый хлеб и нелегкие думы о разоренном хозяйстве. И так же, как в го ды войны (такие же по возрасту, как Таня и Марвич) Юля Борисова и Митя Поля ков воевали с немцами, воевали нещадно, ежечасно рискуя жизнью и теряя товари щей,— после войны снова большая жизнь огромной и сложной страны вывела их на передовую линию Не менее опасна и труд на была эта мирная борьба идей, она раз межевывала людей, кидала их под рас стрелы (как однорукого председателя Сте пана Лобова), воспитывала Юлию Сергеев ну в вере и непогрешимости сталинского руководства И эта честная вера и узкий демагогический взгляд на жизнь страны де лали свое дело, вербуя все новых и новых соратников генералам Горизовым. Образ Юльки-комсомолки и Юльки-воина, превра тившийся затем в образ Юлии Сергеевны Борисовой, секретаря обкома, руководите ля большой области, жестокая,- упрямая борьба Борисовой за принципы и стиль ру ководства, приносящая такое удовлетворе ние ее собственному тщеславию, сознание собственной необходимости в жизни стра ны,— все это представляет собою продукт противоречий, которые сталкивались в культовую эпоху. Пафос внешней обстанов ки, ложный пафос значительности, громкое, но пустое величие и вместе с тем изнуря ющий труд (но труд для себя в конечном счете, чтобы сделать «большое дело» своей жизни хотя бы ценой полнейшего разоре ния колхозников) — как это характеризует многие явления времен культа личности! Любовь Юлии Сергеевны к Дмитрию Полякову не могла быть безоблачной и счастливой, потому что это была любовь только для себя, как вещь, которую берут, чтобы она служила хозяину, не заявляя о своих правах. Выздоравливающий Поля ков, только-только восстановивший силы, казалось, без остатка отобранные у него фашистскими концлагерями, естественно, не мог согласиться быть мужем Юлии Серге евны, женщины, стоявшей высоко над ним по служебному положению. Не мог он пользоваться ее покровительством, так от кровенно и безжалостно предложенным ею, не внося в эти взаимоотношения своей лепты. Остро и восторженно принимая жизнь, которая так неожиданно, как чудо, вернулась к нему, стремясь восполнить украденное годами плена и болезнью, он жадно живет, работает, учится. И вот но вая встреча в кабинете Юлии Сергеевны: «Она ожидала увидеть его слабым и роб ким. Он вошел широким, мужским шагом, спокойный, уверенный в себе и, по-видимо му, совсем в ней не нуждался». Став равно правным среди окружающих, сильным ду ховно и здоровым человеком, Дмитрий сно ва не может принять Юлию Сер еевну уже потому, что, сталкиваясь с ней в официаль ных беседах, наблюдая за ее дея гель- костыо, он видит жестокое отношение к людским нуждам и демагогическое к делу. Но нельзя было, да и не хотелось забыть прежней Юльки-комсомолки, Юльки-под- польщицы с отчаянно-смелой юностью, свя занной общими идеями, общей опасностью и с юностью его, Дмитрия. Сложные их отношения — это не только отношения лю дей, любивших когда-то и не желающих еще окончательно потерять друг друга, но это, в первую очередь, борьба убеждений и методов их воплощения в жизнь. Тягостен и безрадостен бывает союз людей с неоди наковыми понятиями о совести, о счастье. Он, как правило, невозможен, и именно разные, несовместимые понятия обществен ной пользы у Юлии Сергеевны, Полякова и Дербачева лежат в основе конфликта героев романа «Горькие травы». П. Про скурин сумел увидеть острые углы обще ственной жизни, понять их причины, спле сти воедино с личной судьбой каждого че ловека; ряд превосходно написанных глав (хотя вообще-то, к сожалению, роман не ровен), щемящее чувство тяжелейших утрат, принесенных войной и культом, единство общественных и личных невзгод и сила победившей справедливости — все это разворачивается перед читателем боль шим полотном, историей удивительных и трудных лет. Что же заставляет Таню в романе В. Аксенова сомневаться в том, правильно ли она полюбила и не следует ли ей вер нуться к первой привязанности, и, наобо рот, хорошо ли будет, если Алена из ро мана В. Шереметьевой «Весны гонцы» оставит мужа и вернется к другому, лю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2