Сибирские огни, 1966, №2
Только образ Вали Марвича — мужа Тани, рабочего и писателя — мог бы вне сти спасительную струю в жаркую пляж ную и ресторанную сутолоку романа. К со жалению, герой В. Аксенова не активен по характеру, а это немедленно сказывается на выборе сюжетной линии, отведенной ему. Не только странны и таинственны его поступки, но и сам образ выхолощен тем, что все его суждения, переживания, до вольно мучительные для него, направлены только на «себя», «в себя», но не обраще ны к людям, не связаны с ними, не объяс няют их жизни, жизни огромного большин ства людей нашей страны. Инертность Марвича идет, на мой ьзгляд, от маленького содержания романа, в котором героям нечего делать; все ос новное уже совершилось когда-то, за стра ницами романа, герои давно вышли из больших конфликтов, живут после них, на пути к осуществлению своих желаний, в мире уже понятых или полупонятых оши бок. Таня собирается «книжки читать» и уясняет, наконец, что любит Марвича. Марвич тоже продолжает любить Таню и понимает теперь, как положено, «людей искусства». Кянукук погибает, уже осоз нав, что незачем стремиться в несуществу ющий романтический мир, где живет доб рая поклонница, и поэтому не надо рабо тать. Злая троица папенькиных сынков уезжает домой, Таня спасена от их соблаз нов и едет к мужу на стройку. Вот, соб ственно, содержание романа (правда, он еще продолжается и рассказывает о том, как, встретив любимую жену, Марвич уез жает на несколько часов от нее, чтобы «побыть одному»). Именно эта жизнь п о с л е в с е г о , жизнь, как следствие того, что было за страницами повествования, и обеспечивает «резиновый» сюжет, который может долго тянуться, но в сущности не велик по глубине Это же дает безгранич ную возможность прикладывать друг к другу множество событий, которые будут течь поочередно, как на конвейере без ра бочих, оставаясь разрозненными и обесце ненными, потому что не прикасаются к ним руки человека и не делают вещь. При чина же такого парадоксального явления в литературе последних лет скрывается все в том же мелком видении жизни, в на стойчивом стремлении делать «бурю в ста кане воды», поднимая целый ураган все возможных чувств по поводу этой игру шечной бури. Но преувеличение выдуман ных чувств слепит глаза одному автору. Только душой литературных героев жи во произведение. Характер героя освещает своим светом страницы книги, заставляет писателя выбирать из громадной кладовой человеческих поступков те, что велики не количеством, велики по [лубине,— будь то характер большого человека или маленько го. Способность ловить и понимать дыха ние века есть необходимое условие творче ской работы художника. Дегероизация художественного образа, довольно часто напоминающая о себе, тем более вызывает любопытство и недоуме ние, что пытается сущеетвовать паралель- но с героями книг таких прозаиков, как М. Шолохов, Л. Леонов К- Паустовский, С. Залыгин, М. Алексеев, А. Солженицын, В. Тендряков, Ю. Бондарев, В. Быков, А. Калинин и др. Возьмем для примера два образа: пи сателя Марвича, созданного В. Аксеновым, и художника Федора Материна из романа «Свидание с Нефертити» В. Тендрякова. Что общего у этих героев, людей, создаю щих искусство и живущих в одно и то же десятилетие? Валентин Марвич пишет талантливые рассказы; он рабочий, физический труд приносит ему удовлетворение, радость, со знание своей причастности к трудовой ж из ни страны. Так думает сам Валентин Мар вич, читатель же видит перед собой челове ка с постоянно взвинченным настроением, колесящего по дорогам страны в поисках места, где бы он мог успокоиться. Личная трагедия Марвича, его разрушенная было любовь, стоит обособленно от всего, что множеством нитей связывает человека с окружающим и что всегда в реальной жиз ни поэтому носит общественный характер. От этого она становится прежде в"его м а- л е н ь к о й трагедией, из-за которой соб ственно не случается в романе ничего, кро ме ряда сцен веселящейся молодежи. По чему Марвич так потерян и взвинчен? О чем он пишет? О детстве? Тогда какое оно у него? О школе? О жизни завода, о стройке? О семье? Ничего неизвестно о Марвиче. О чем он думает? О жене, о ли тературе, о людях? Как он думает о них? С кем он связывает свою жизнь? Ведь не с теми же, с кем он выпил пиво или доел торт? «Резиновый сюжет», романа не смог обеспечить ему сколько-нибудь значимого или хотя бы занимательного содержания, и никакие оригинальные диалоги не спасли его героев от тусклых, невыразительных ха рактеров. Если Федор Материн уже воевал и ви дел смерть, знал цену даже одного прожи того дня, то Валентин Марвич не мог разо браться в том, любит он или не любит свою жену и как ему жить в мирной жиз ни, такой спокойной и уютной, потому что автор не поставил перед ним больших про блем и трудно разрешимых вопросов. Если Федор ищет свой творческий путь в искус стве, и это ставит его в определенные от ношения со многими людьми, открывает правду на действительность, которая и на правляет его творческие усилия, то все усилия Марвича сводятся к тому, чтобы поддерживать в себе настроение человека, немного несчастного, немного загадочного, немного обиженного кем-то, но всегда пас сивного. Бороться ему не зз что, ему нра вится быть чуть-чуть обойденным счастьем. Д аж е рабочая профессия является как бы придатком его смятенной натуры, но не выражением его жизненных принципов, не тем необходимым для человека занятием, в котором проявляется не только мировоз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2