Сибирские огни, 1966, №2
K P I f lT lf lKA Августа АНАНЬЕВА ПРЕУВ ЕЛИЧ ЕНИ Е ЧУВСТВ В последнее пятилетие чаще, чем хоте лось бы, стали печататься и претендовать на отдельное литературное направление довольно странные и по манере письма, и по содержанию рассказы, повести, романы. Это, как правило, детища молодых писа е- лей. Копируя друг друга, авторы населя ют свои книги героями, так самоотвержен но познающими «самих себя», такими утонченно впечатлительными, что все со бытия — от ничтожных и до рядовых, так называемый «поток жизни» — являются для этих героев значительными, и поэтому они, лишь немного покуражась, уже к кон цу книги благоразумно принимают жизнь такой, какой она видится им. В среде ли тераторов принято считать, что это мода, и, как всякая мода, преходяща: однако зря забывается при этом, что почти любая книга найдет отклик хотя бы у самой ма- ■ленькой группы людей. Кроме того, произ ведения такого, типа объясняются не столь ко бесталанностью,— в галанте-то многим молодым писателям отказать как раз нель зя,— сколько, если можно так выразиться, жизненной малограмотностью. Что может быть предметом творчества и что не может им быть, что и как надо рассказывать лю дям о людях, а что рассказывать необя зательно,— все эти вопросы, видимо, не праздно бытуют на литературных семина рах и в критических работах, ибо ответы на них и являются творческим воззрением писателей, создавших в последнее пятиле тие книги, так принципиально отличающие ся друг от друга по художественной зна чимости. С чего же начинается книга? Безуслов но, с темы, сюжета. «Сюжет — это счаст ливое открытие,— писал Лев Толстой,— на ходка, придумать его, сидя за столом, в табачных облаках, устремляясь точками зрачков в чернильницу, нельзя. Сюжет всегда приходит из шума жизни, из живой борьбы сегодняшнего дня». Но увидеггь «борьбу сегодняшнего дня» — значит взять в основу произведения только такие об стоятельства, которые расскажут о глав ных явлениях времени, о жизни человека определенной эпохи, об истории целого поколения, а это определит и высоту по ставленных в книге проблем, и интеллек туальную высоту самого автора. Немало важную роль в творчестве каждого худож ника играет еще и то «сознание грандиоз ности» своего труда, о котором говорил Алексей Толстой; именно «сознание гран диозности — вот что должно быть в каж дом творческом человеке»,— писал он и был прав, потому что это чувство можно поставить в ряд основных, когда человек готовится писать книгу, поскольку им объясняется и трепет перед предстоящей работой, и постоянная неудовлетворенность собой, этот неусыпный страж художест венного творчества, и, наконец, думы о том, важно ли, нужно ли то, о чем ты на мерен рассказывать другим. Не всякие будни являются героически ми и в особенности не те, о которых часто так скучно и дотошно повествуют некото рые романы и повести, хотя, конечно, не только героическое составляет содержание литературы. Если трудно отрицать, что большую часть дней каждого из нас состав ляют будничный труд и будничный отдых, то никто не будет спорить и с тем, что жизнь все-таки полнее видится с отдаления годов. Это понятно и объяснимо: прошлое всегда оценивается яснее и безошибочнее; оно кажется значительнее, взятое даже вместе с неудачами и ошибками, потому что из прошлого обязательно светят нам уже достигнутые большие и малые верши ны; настоящее же — вереница обыкновен ных и необходимых дел, которые все мы выполняем по-разному, в силу своих спо собностей и убеждений. И несмотря на то, что именно из обыкновенных дел чаще всего складываются те вершины, которые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2