Сибирские огни, 1966, №2
няя культурно-просветительная работа. Концертная жизнь в городе бурлила. В сред ней школе имени III Коминтерна директором был высокообразованный педагог, ком мунист и блестящий оратор Александр Михайлович Красноусов, теперь заведующий кафедрой литературы и языка в Мичуринском педагогическом институте. Он понимал великое воспитательное значение искусства. Для преподавания музыки и пения в шко ле он пригласил выдающегося алтаеведа, поэта и композитора — Андрея Викторовича Анохина. И тот довольно скоро создал из учеников великолепный хор, который давал в Барнауле интересные концерты. Анохин со своими питомцами ставил даже неболь шие оперы и сюиты, написанные им на сюжеты алтайских песен, мифов и легенд. Среди истых любителей концертов хора Анохина неизменно был и Александр Иванович Валин. По поводу этих концертов он рассуждал: — Где-то у Ушинского сказано: когда в наших школах запоют, это будет озна чать, что мы двинулись вперед. Хор Анохина и показывает, что движение вперед на чалось, но пока только в некоторых городах. А деревня? Она еще спит и мало приоб щается к искусству. Но революция скоро пробудит и ее. Школа, из которой изгнаны музы,— мертвый дом. Она будет формировать бедных душой, однобоких людей... Еще с 1912 года я знал самого крупного в Барнауле музыканта-пианиста Анто ния Ивановича Марцинковского. Деловой поляк открыл в Барнауле первый музыкаль ный магазин под вывеской «Эхо». Он помещался в небольшом домике рядом с кино театром «Новый мир», на Пушкинской улице, между Соборным переулком и Москов ским проспектом. Конечно, магазин «Эхо» был открыт ради наживы хозяина, однако объективно он в какой-то мере послужил доброму делу музыкального просвещения барнаульцев. Все члены кружка А. С. Пиотровского были близко знакомы с А. И. Марцинков,- ским. Александр Иванович Балин очень хотел, чтобы и его познакомили с «музыкаль ным светилом» Барнаула. Зная, что я в коммуне «Майское утро» организовал хор и струнный оркестр, Мар- цинковский предложил мне купить у него ненужную ему хорошую скрипку. Я сказал: — Только разрешите, Антоний Иванович, прийти к вам не одному мне, а с тремя приятелями, которые будут в роли жюри при оценке скрипки. И вот я, А. ,С. Пиотровский, С. В. Шаронов и Александр Иванович Балин в условленный час пришли к Марцинковскому. Играл Марцинковский проникновенно. Я взглянул на Александра Ивановича. Из- под ладони, прикрывавшей его лицо, выкатилась сверкнувшая слеза. По дороге от Марцинковского поэт долго и взволнованно говорил о музыке. — Из всех искусств музыка — самое могучее средство гуманизации человечества. Жаль, что это понимают немногие. Но на то и революция, чтобы скоро поняли это все. Приобщение всех трудящихся масс к искусству надо начать с музыки. И не с ча стушек, а именно с Бетховена, Глинки, Шопена, Чайковского, Римского-Корсакова... Неправда, будто гении непонятны простому народу. Нет, у них есть всё для всех ин теллектуальных возрастов... В 1923 году А. И. Балин перебрался в Иркутск, где и женился на Брохе Моисеев не Школьник. Жена создала ему благоприятную обстановку для творчества. В иркутский период жизни Александр Иванович написал большое количество сти хотворений Они печатались в местном журнале «Будущая Сибирь», а также в сбор никах «Иркутские поэты», «Сверстники», «Хвойный ветер», «Прибайкалье», «Стреми тельные годы». В 1934 году Восточно-Сибирское краевое издательство выпустило от дельную книжечку стихотворений А. И. Балина под названием «Берег». В черный 1937 год, когда смерч сталинского произвола бушевал по всей нашей стране, в апреле был арестован и Александр Иванович Балин. Суровый тюремный ре жим разрушил хрупкое его здоровье, и 6-го декабря 1937 года сердце поэта остано вилось. АДРИАН ТОПОРОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2