Сибирские огни, 1966, №2

время он не даЕал ни одного предложения ни по снижению трудоемкости операций. Ни по экономии материалов. Особенно остро сказался отрыв конструкторов от произ­ водственной базы в индивидуальном и мелкосерийном производстве. Проектирование, испытание, экспериментальная проверка отдельных узлов при производстве гидро- и турбогенераторов, а также крупных индивидуальных машин и изделий являются частью технологии. Если проектирование, подготовку производства и само производство вести параллельно, то можно сберечь много времени. Кроме того, сама конструкция окончательно отрабатывается только в процессе производства. Про­ ектирование и производство в данном случае являются единым процессом, требующим, разумеется, и одного хозяина. Нарушение этого единства дезорганизует всю работу, удлиняет сроки, повышает расходы, а порой из-за недостаточного авторского надзора снижает качество продукции. Науку планировал Госкомитет, а производство — совнархоз, первый «спускал» план исследований институту, второй — производственную программу заводу. По совнархозовскому плану завод должен был провести промышленные испыта­ ния одного двигателя мощностью 800 квт. в третьем квартале 1965 года. А Госкомитет по электротехнике такие ж е испытания запланировал институту на четвертый квартал 1965 года. Ж дать совета ученых — сорвать план. Испытывать самим — обрекать себя на риск переделки готовой продукции. На подготовку производства турбогенератора мощностью 300 тыс. квт. предусмат­ ривалось три месяца, в то время как объем и время проектирования оснастки и не­ стандартного оборудования отнюдь не меньше, чем объем проектирования самого турбо­ генератора. Трудоемкость изготовления оснастки выше, чем- трудоемкость изготовления турбогенератора. Тем же планом срок разработки рабочего проекта устанавливался через год после утверждения технического проекта. Такая организационная абракадабра то и дело тормозила освоение на заводе новых изделий. После того, как институт оторвали от завода, основные институтские отделы прак­ тически перестали развиваться. Он фактически превратился в конгломерат двух отде­ лений, двух разных «институтов». Машиностроительный отдел продолжал выполнять функции отдела главного конструктора завода, а отдел привода и автоматики перешел на обслуживание всевозможных «заказчиков», подчас не имеющих отношения к ге­ нераторам. Возврат института заводу, — сказал директор,— вместе с отторгнутыми в свое время экспериментальным цехом и лабораториями мы считаем первоочередным делом. При этом отпадет нужда в дублирующих сейчас друг друга службах завода и инсти­ тута (плановый отдел, бухгалтерия, снабжение и т. д.) А то, например, снабженцы института обеспечивают свой экспериментальный цех материалами... со складов завода. К о н е ц в ала Когда заходит речь о пресловутом валовом выпуске продукции, мне почему-то всегда приходит на ум старое присловье — «вали валом — потом разберем». В беседе с Базуновым я убедился, что присловье довольно точно отражает суще­ ство этого «экономического показателя», считавшегося главным и основным. Директор рассказал такой эпизод. На заводе есть цех, где делают стержни для генераторов. Стержень — деталь большой машины. Совершенно ясно, что цех должен был давать этих деталей не меньше, чуть разве бочьше, чем нужно для машин, запущенных в производство. Если телеге положено иметь четыре колеса, то пятое, как известно, ни к чему. Но цех вынужден был как можно больше переработать сырья, осваивать весь фонд зарплаты и т. д. и т.п. Словом, добиваться хорошего «вала». По существу же, здесь к каждой «телеге» делали пятое и даж е шестое колесо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2