Сибирские огни, 1965, №12
Туву. Написанный от первого лица, рассказ привлекает интимно окрашенным лиризмом и романтической приподнятостью . Порой автору мешает излишнее многословие и на лет сентиментальности. Обращ ает внимание психологическая но велла К. К удаж и «Шончалай» — своей яр кой эмоциональностью, лирическим настро ем. Это своеобразный дневник, в котором есть и душ евная обнаженность, открытость чувств, и доверительность. Тема первой любви переплетается здесь с темой творче ского отношения к жизни. Д руж б а народов постоянно занимает творческое воображение русских и тувин- еких писателей. М аленькая повесть старей шего краеведа Тувы В. Ермолаева «Элес- кей» рассказы вает о драматической судьбе русского мальчика-сироты, нашедшего л ас ку и человеческое сочувствие в простой аратской семье Т орлаж ика. Д л я русских авторов Тувы характерен обостренный интерес к этнографическим подробностям, к внешней колоритности де талей. Рож даю тся любопытные элементы взаимодействия и взаимовлияния культур. Ещ е совсем недавно влияние было односто ронним. Теперь молодая тувинская литера тура обнаруж ивает в себе силы, способные оказать благотворное воздействие и на ав торов, пишущих на русском языке. Альманах закономерно предоставляет свои страницы лучшим произведениям ту винской литературы . Не обойтись, однако, и без критических замечаний в адрес «Улуг- Хема» Н е всегда требователен отбор произ ведений, оставляю т ж елать много лучшего некоторые переводы (здесь уместно сказать о расширении переводческих имен, ограни ченных пока М. Скуратовым, С. Козловой, Е. Храмовым и О. Дмитриевым). В альм анахе почти отсутствует публи цистика, сатира, произведения для детей. Слаб отдел критики. Несколько рецензий не могул, конечно, заменить собой обстоя тельных обобщающих и проблемных статей по тувинской литературе. Литературный «Улуг-Хем» долж ен стать более полноводным, жить той ж е кипучей жизнью , что родилась на берегах великой сибирской реки с гордым и звучным именем Енисей. Н. К гн а ев КНИ ГА О ТВО РЧ ЕС ТВ Е Э Л Л ЯЯ К нига Н. Копырина — первая неболь шая монография о творчестве извест ного якутского поэта Э л л яя1, ш естидесяти 1 Н . 3 К о п ы р и н . П оэзия Э л л яя, Я кутск, кн. изд., 1964, летие со дня рождения и сорокалетие лите ратурной деятельности которого было отме чено в декабре 1964 года. Серафим Романович Кулачиков (псевдо н и м— Элляй) является автором более двух десятков книг Первые стихи поэта появи лись в печати в 1924 году. С тех пор им созданы сотни стихов, песен, несколько де сятков больших и малых поэм, многочис ленные художественные очерки, публицисти ческие и литературно-критические статьи. Превосходный знаток и мастер родного языка, Элляй с большим успехом работает такж е и над переводами на якутский язык выдающихся произведений русской поэзии. Такое разностороннее, богатое творчество виднейшего якутского поэта Элляя до Н. Копырина никем по-настоящему не изу чалось. Книга Н. Копырина состоит из четырех хронологически построенных глав. Такое построение дает возможность автору после довательно и полно осветить творческий путь поэта и проследить постепенное ста новление его мастерства. Краткий обзор творчества поэта по отдельным периодам (а эти периоды совпадают с историческими этапами развития Советской Якутии) со четается с обстоятельным анализом его ос новных произведений. В книге подробно и вдумчиво проанализированы такие попу, лярны е произведения поэта, как «В годы бури и пуль», «Чурум Чурумчуку», «В род ном аласе», «Арасзал», «В кольце трех штыков», «Кытыйа», «С вершины Ды лбах- ской горы», «Мастер изобилия» и другие. Эго наиболее значительные произведения Э лляя, заслуж енно пользующиеся успехом у якутских читателей. На Втором Всесоюзном съезде писателей в докладе Б Полевого поэма «Чурум Чу румчуку» Э лляя была оценена как одно из лучших произведений советской поэзии. На ее сюжет бурятский композитор Ж . Батуев написал балет, который успешно идет на сценах театров Якутии Н. Копырин в сво ей работе, сопоставляя поэму с ее перво источником (одноименной народной сказ кой), отмечает умелое использование Элля- ем фольклорного сгиля, раскрывает образ ные поэтические средства произведения, портретные описания, форму стиха и т. д. Как образец мастерского использования Элляем традиций родного фольклора Н. Ко пырин указывает на известное стихотворе ние Эллял «Кытыйа» — о старинной дере вянной чаше, замененной фарфоровой посу дой. Это стихотворение не имеет фольклор ной основы, но в нем, как подчеркивает Н. Копырин, «обнаруживается влияние уст нопоэтических произведений, в которых не редко воспевались повседневные предметы быта» (например, народная «Песня старой берестяной посуды — чабычах», «Песня мет лы» и др.). В книге Н. Копырина прослежено и влияние русской литературы на формирова ние якутского поэта. Говоря, например, о начальном периоде литературной деятельно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2