Сибирские огни, 1965, №12
прозы. К ак известно, в молодых литерату рах пальма первенства принадлежит поэзии. К акая ж е она, тувинская поэзия? Большим чувством пронизано стихотвси рение С. Пюрбю «Всегда рядом» — о ж ен щине, не склонившей в беде гордой головы: Д а, бы ли дни раздум ий и тревог, И ты мне не позволила сломиться. Н а скользких кручах всех моих дорог Ни р а з / не д а л а мне оступиться. И если груз бы л одном у тяж ел — Его вдвоем на плечи приним али. И потому я через все прош ет. Ч то ты дел и л а все мои печали. (П ер. Е. Х р а м о в а ) , Соратница, спутница, сопечальница — тако ва жецщина в тувинской поэзии. Ее вдох новенным певцом выступает и другой поэт — С. Сарыг-оол. Широк его поэтический мир — образы преображенного Улуг-Хема, опоя санного ожерельем мостов, позывные косми ческих кораблей, жизнелюбивая тувинская деревня, ее дороги, песни и дела, о которых нельзя не петь... Истинно поэтичны стихи Ю. Кюнзегеша. Психологизм, интеллектуальность, др ам а тизм переживаний, современный стиль пись ма выделяют его как поэта с «лица необ щим выражением». Динамичны и насыщены движением пейзажи «Речной порог», «Орел». Воспевая любовь, Ю. Кюнзегеш славит по стоянство, верность чувства, способного вы держ ать любое испытание, даж е космиче скую разлуку. И тихий голос поэта стано вится громким, если в нем слышна правда жизни: П есни не похож и друг на друга, К ак цветы нетронутого луга, Сильны е и звонкие, как тр>бы, Грустны е и неж ны е, как губы , (П ер. Н . С о з и н о в о й.) Плодотворно развивается тувинская по эма. Если раньше она была представлена только именами С. Пюрбю («Чечек») и С. Сарыг-оола («Саны-More» и «Алдын- кыс»), то теперь в этом ж анре выступают такж е Ю. Кюнзегеш («Простая повесть») и М. Кенин-Лопсан («Оттук» и «Последняя кочевка»). В целом они создают поэтиче скую хронику Тувы, отраж ая важнейшие события жизни народа: коллективизацию и дни войны, рождение тувинского рабочего класса и переход на оседлость. Н ерастор жимость друж бы народов, великого Ленина, Октябрь и Москву — незакатную звезду сча стья воспевают все поэты Тувы: В ходят в дом артисты всей планеты Н е тесна им ком ната моя. М еж М осквою и К ы зы лом нету Разн ицы сущ ественной, друзья! (М. К енин-Л опсан. пер. О , Д м и т р и е в а . ) Свою поэтическую лепту вносят в лите ратуру и русские поэты Тувы С. Козлова и А. Емельянов. Стих С. Козловой отличает острое чувство «связи времен». Героическое прошлое, романтика революции, преемст венность поколений — об этом рассказывает * « У л у г - Х е м » , № 6, 1962; № 7, 1964. поэтесса в стихах «Агитатор» и «Корень». В ее поэзии нет спокойствия, равнодушия, созерцания, а есть страсть публициста, не примиримость к собственничеству, обы ва тельщине (цикл стихов «Работяги»), Интересны лирико-философские р а з думья о земле тувинской А. Емельянова. В них отчетливо прослеживается воинству ющая позиция коммуниста в борьбе за правду, честность, совесть. И з последних удач поэта выделяется маленькая поэма «Белый парус», рисующая романтический образ родного Кызыла, сопоставляющ ая личную судьбу героя с судьбой любимого города: О быкновенны й город Н ад синим Енисеем у Б илан. Ты д л я меня —• Л етящ ий белы й парус С редь синих гор, К ак среди синих волн* В течение многих лет А. Емельянов ра ботает над переводом первой тувинской поэмы «Чечек» С. Пюрбю, две главы из ко торой опубликованы в альманахе. Многие тувинские поэты являются одно временно и рассказчиками. Под влиянием поэзии, видимо, и возникает характерная для тувинской прозы лирическая атмосфера, необычная манера повествования, напоми нающая стихи в прозе. В тувинских рас сказах изображ ается рост нового человека, его всепоглощенность трудом, его думы о смысле жизни; возникает естественный ин терес к проблемам любви, семьи, брака, внимание к духовному миру героя. Разн о образие, богатство тематики — немалое д о стижение, ибо долгое время тувинский рас сказ был описателен, фактографичен; неве лик был и уровень мастерства. Р ассказ как бы распадался раньше на две части: если первая была подробной и живописной, то вторая — о современности — была написана в стиле плохой газетной информации. Сейчас половину площади альм анаха занимает проза — главы из романов и пове стей и рассказы О. Саган-оола, С. Сюрюн- оола, К- К удаж и, А. П альмбаха, В. Ермо лаева. Неузнаваемо изменился облик тувинца. В рассказе «Крепче скалы» О. С аган-оол исследует психологию старика-кочевника, который ж ивет в конфликте с миром техни ки. Ему нужна тишина и покой старой тай ги, мир естественной, нетронутой природы. Новостройка у горы Асбестовой не только настораживает старика, а является дл я него настоящей духовной драмой. Н а глазах рушится «святая» гора, теперь некому по клоняться, куда-то делся «хозяин гор», от ступив перед молодой, говорливой жизнью стройки. Через трудные сомнения приходит старик Чы лбак к выношенному сердцем ре шению — идти общей дорогой жизни. Героем рассказа «Письма с дороги» С. Сюрюн-оола является солдат, который раскры вает в письмах к любимой свои меч ты и надежды . Вдали от тувинских степей он как бы заново воспринимает родную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2