Сибирские огни, 1965, №12
•— А я председателем был,— отвечает мальчишка.— Председателем колхоза. — Когда ж е ты успел? — удивляет ся старший лейтенант,— Сколько ж е тебе лет? — Семнадцать... — И большой колхоз? — Нет. Всего триста гектаров пашни. А мужиков совсем нет. Был один дед Ка- листрат. Он и председателем был. А потом не стал справляться Вот мейя и выбрали. А что? Я ничего работал»... Молодежь, бескорыстно любящ ая труд «обыкновенный», хотя и мечтающая о труде воинском,— подлинно романтична. Д ля нее нет прозаических дел. Она деловито стро гает деревянные руж ья и штыки для соб ственного обучения. Она пилит и колет дро ва для семьи знакомой девочки и совер шает многое другое без громких фраз и па тетических выкриков. Но самое важное свойство характеров формирующихся молодых людей нашего времени, показанное писателем в действии,— это органически усвоенная мораль социали стического общества, чувство товарищества и братства, чувство единения и содруж е ства. Можно еще раз повторить, что главные герои Л еонида Чикина — вовсе не «рыцари без страха и упрека». Пусть не все они изо браж ены с художественной полнотой, но все вместе они дают представление о мо ральных принципах молодежи тех лет. Д ев чонка Шура может польститься на носки эвакуированной из Л енинграда женщины в обмен на картошку. Ватага мальчишек мо ж ет в вагоне поезда наброситься на ведро ягод, по существу украденное им. Однако это лишь частное отступление от того глав ного, ведущего, что вошло в плоть и кровь молодежи. Вот ребята грузятся в эшелон и сразу ж е отказываю тся от «единоличного» суще ствования Все продукты собираются вме сте, чтобы можно было жить «коммуной». Вот Димка тайком выкладывает деньги об ратно, чтобы не обездолить приютившую его женщину Вот ребята сажают в свою теплушку раненого бойца с его маленькой приемной дочкой и отдают им свои продук ты Кстати сказать, эти и другие эпизоды большого нравственного значения, как пра вило, лучшие в книге. Они, очевидно, осо бенно дороги автору В них, по его спра ведливому убеждению, лучше всего познает ся огромный смысл неустанного труда стар шего поколения советских людей, своим трудом, своим поведением воспитавшего мо лодого героя сороковых — пятидесятых го дов нашего века Главное достоинство книги «Лето пер вых дорог» состоит в том. что она не по вторяет темы «молодежь на войне», а рас сказы вает о тех, кто будет воевать, повест вует о молодых людях, которые и в тылу н на фронте будут с миллионами тружени ков и солдат приближ ать нашу победу. По замыслу и исполнению повесть Л ео нида Чикина такова, что ее нельзя отнести к разряду «детских» или «взрослых» книг. К ак всякое хорошее произведение, она ин тересна для всякого читателя. И з этого не следует, что повесть безу пречна во всех отношениях. Л егко зам е тить в ней один существенный недостаток — известную диспропорцию между напряж ен ным, увлекательным сюжетом и недостаточ ной глубиной развития характеров. Иначе говоря, слабая индивидуализация ряда ге роев приводит к тому, что они слабо отли чаются один от другого. Особенно это относится к женским пер сонажам. Если исключить шуструю девчон ку Шурку, хорошо показанную в эпизоде обмена картошки на носки, то Нина, Н ата ша, Л ида, пионервож атая Таня, различаясь формально по возрасту и именам, не обла дают своими внутренними характерными признаками. Они просто хорошие люди. Но и мальчишкам, стоящим, естественно, в центре повествования, тоже не всегда ве зет. Более удачны Иван, Сашка и Виталь ка — озорные, предприимчивые мальчишки, раскрывающие себя в различных приклю чениях. А юноша самой трудной и сложной судьбы — Димка Корешков, человек серьез ный и положительный, выглядит схематич но, как и некоторые другие ребята в лагере и в путешествии к Тихому океану. Автор не обязан рисовать всех своих персонажей крупным планом. Но очень хо чется, чтобы при переиздании книги (она этого вполне заслуж ивает) он задум ался над тем, как обогатить психологический об лик тех героев, которых он сам выдвигает как ведущих, и добиться полноценного единства сюжета и индивидуализации х а рактеров. A n . С и г а ч е в НА ЛИНИИ О ГНЯ «— Вы давно знаете обвиняемого? — А я его не виню». Так начинается повесть1. Вопросы ставит следователь; отвечает свидетельница Чередован. А десятью стро ками ниже... Тот, о ком идет речь, нырнув в пустоту, раскрывает парашют и летит к месту пож ара Острые коллизии, динамич ное развитие событий. Набранные курсивом перед каждой главой вопросы следователя 1 В л а д и м и р Ч и в и л и х и н . «Елки-мо* тал ки » , повесть, «М олодая гвар ди я» , 1S65, № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2