Сибирские огни, 1965, №12

•— А я председателем был,— отвечает мальчишка.— Председателем колхоза. — Когда ж е ты успел? — удивляет­ ся старший лейтенант,— Сколько ж е тебе лет? — Семнадцать... — И большой колхоз? — Нет. Всего триста гектаров пашни. А мужиков совсем нет. Был один дед Ка- листрат. Он и председателем был. А потом не стал справляться Вот мейя и выбрали. А что? Я ничего работал»... Молодежь, бескорыстно любящ ая труд «обыкновенный», хотя и мечтающая о труде воинском,— подлинно романтична. Д ля нее нет прозаических дел. Она деловито стро­ гает деревянные руж ья и штыки для соб­ ственного обучения. Она пилит и колет дро­ ва для семьи знакомой девочки и совер­ шает многое другое без громких фраз и па­ тетических выкриков. Но самое важное свойство характеров формирующихся молодых людей нашего времени, показанное писателем в действии,— это органически усвоенная мораль социали­ стического общества, чувство товарищества и братства, чувство единения и содруж е­ ства. Можно еще раз повторить, что главные герои Л еонида Чикина — вовсе не «рыцари без страха и упрека». Пусть не все они изо­ браж ены с художественной полнотой, но все вместе они дают представление о мо­ ральных принципах молодежи тех лет. Д ев­ чонка Шура может польститься на носки эвакуированной из Л енинграда женщины в обмен на картошку. Ватага мальчишек мо­ ж ет в вагоне поезда наброситься на ведро ягод, по существу украденное им. Однако это лишь частное отступление от того глав­ ного, ведущего, что вошло в плоть и кровь молодежи. Вот ребята грузятся в эшелон и сразу ж е отказываю тся от «единоличного» суще­ ствования Все продукты собираются вме­ сте, чтобы можно было жить «коммуной». Вот Димка тайком выкладывает деньги об­ ратно, чтобы не обездолить приютившую его женщину Вот ребята сажают в свою теплушку раненого бойца с его маленькой приемной дочкой и отдают им свои продук­ ты Кстати сказать, эти и другие эпизоды большого нравственного значения, как пра­ вило, лучшие в книге. Они, очевидно, осо­ бенно дороги автору В них, по его спра­ ведливому убеждению, лучше всего познает­ ся огромный смысл неустанного труда стар­ шего поколения советских людей, своим трудом, своим поведением воспитавшего мо­ лодого героя сороковых — пятидесятых го­ дов нашего века Главное достоинство книги «Лето пер­ вых дорог» состоит в том. что она не по­ вторяет темы «молодежь на войне», а рас­ сказы вает о тех, кто будет воевать, повест­ вует о молодых людях, которые и в тылу н на фронте будут с миллионами тружени­ ков и солдат приближ ать нашу победу. По замыслу и исполнению повесть Л ео ­ нида Чикина такова, что ее нельзя отнести к разряду «детских» или «взрослых» книг. К ак всякое хорошее произведение, она ин­ тересна для всякого читателя. И з этого не следует, что повесть безу­ пречна во всех отношениях. Л егко зам е­ тить в ней один существенный недостаток — известную диспропорцию между напряж ен­ ным, увлекательным сюжетом и недостаточ­ ной глубиной развития характеров. Иначе говоря, слабая индивидуализация ряда ге­ роев приводит к тому, что они слабо отли­ чаются один от другого. Особенно это относится к женским пер­ сонажам. Если исключить шуструю девчон­ ку Шурку, хорошо показанную в эпизоде обмена картошки на носки, то Нина, Н ата­ ша, Л ида, пионервож атая Таня, различаясь формально по возрасту и именам, не обла­ дают своими внутренними характерными признаками. Они просто хорошие люди. Но и мальчишкам, стоящим, естественно, в центре повествования, тоже не всегда ве­ зет. Более удачны Иван, Сашка и Виталь­ ка — озорные, предприимчивые мальчишки, раскрывающие себя в различных приклю­ чениях. А юноша самой трудной и сложной судьбы — Димка Корешков, человек серьез­ ный и положительный, выглядит схематич­ но, как и некоторые другие ребята в лагере и в путешествии к Тихому океану. Автор не обязан рисовать всех своих персонажей крупным планом. Но очень хо­ чется, чтобы при переиздании книги (она этого вполне заслуж ивает) он задум ался над тем, как обогатить психологический об­ лик тех героев, которых он сам выдвигает как ведущих, и добиться полноценного единства сюжета и индивидуализации х а­ рактеров. A n . С и г а ч е в НА ЛИНИИ О ГНЯ «— Вы давно знаете обвиняемого? — А я его не виню». Так начинается повесть1. Вопросы ставит следователь; отвечает свидетельница Чередован. А десятью стро­ ками ниже... Тот, о ком идет речь, нырнув в пустоту, раскрывает парашют и летит к месту пож ара Острые коллизии, динамич­ ное развитие событий. Набранные курсивом перед каждой главой вопросы следователя 1 В л а д и м и р Ч и в и л и х и н . «Елки-мо* тал ки » , повесть, «М олодая гвар ди я» , 1S65, № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2