Сибирские огни, 1965, №12
какие нет. Только это и вы зывает историче ский, что ли, интерес. Н аучная ф антастика, говорим мы, в сво ей массе бескрыла и бесцветна. Вон сколько м алограмотных, ошибочных, а то и попро сту бездарных произведений. Но почему же в таком случае у нее такое количество чи тателей, каким не может похвалиться ника кой другой литературный ж анр? В самом деле, д аж е посредственнейшие ф антазии в наши дни печатаются по мень шей мере стотысячными тираж ами. В из дательствах прекрасно усвоили нехитрую истину: лю бая ф антазия будет раскуплена почти мгновенно. Сборник рассказов Рея Бредбери был издан в 315000 экземпляров. В 1964 году были изданы 15 томов Уэллса. Т ираж 350 000. Это стопка книг в полтора ста километров высотой. Бы ла бы ф антастика бескрылой да бесцветной, так и не пользовалась бы т а ким успехом. К тому ж е у нее не только обширнейш ая, но и весьма грамотная, куль турная читательская аудитория. Человек, стоящий на задворках совре менной культуры, незнакомый с новейшими открытиями в биологии, медицине, киберне тике, радиотехнике, д аж е и не смож ет чи тать современные фантазии. Столько здесь ссылок на новейшие достижения науки. Любитель фантастики перебирает вели кое множество произведений, ловит новин ки в ж урналах, на прилавках магазинов. Но ведь это вовсе не означает, что он непремен но наслаж дается всеми этими ф антазиями. Ч ащ е всего он с негодованием отбрасывает их. Р азве не то ж е самое происходит при чтении стихов или, скаж ем, критических ста тей? Чтобы отыскать одно по-настоящ ему хорошее стихотворение, приходится переры вать тысячи тонн пустой породы. Всякое чтение тож е есть поиски «радия». «В грамм добыча, в год труды». Но самое главное, что это не бесплодные поиски. Пусть д р а гоценных находок и в поэзии, и в критике, и в фантастике во много раз меньше, чем хотелось бы, но они есть. К числу таких редких находок надо от нести, например, рассказ А. Днепрова «Когда задаю т вопросы». Это чудесная ис тория о маленьких открытиях, простеньких наблюдениях, о том, что даж е обыденное вокруг нас наполнено неизвестным, неиссле дованным. Теплом веет от этой вещи. Великолепен рассказ Ильи В аршавского «Биотоки, биотоки...» В организме человека все определяется биотоками. Они регулиру ют рост каж дой клетки, все функции орга низма. Но биотоки могут быть записаны на пленку. С пленки можно управлять всеми процессами в теле человека. И вот сценка в поликлинике будущего. У больного нет че тырех передних зубов. Сейчас ему на этом месте вы растят новые. Н уж но только по добрать в архиве соответствующую пленку. Но санитарка все путает, приносит не ту ленту, небрежный врач включает ее, не про верив. У больного вместо зубов во рту на чинают расти волосы. Опять суета, бегут искать пленку с биотоками, регулирующими процессы облысения. В рассказе смешались и современная наука и бытовая картинка. Н а двух страничках вещь большой силы. В этих рассказах перед нами обыкновен нейшие люди, примелькавш аяся повседнев ность, но в то ж е время это и полноценная фантастика. Истинный талант, говорил Белинский, тяготеет к изображению «мелочной пошлой действительности». Однако он тяготеет к ней не только в бытовых рассказах и рома нах. Лучшие фантастические произведения хороши не только наукой, высокими идея ми, но и вот этим обилием простого, мелоч ного, человеческого. Н аучная фантастика — это все то ж е че ловековедение. В ней речь не столько об изобретениях, открытиях, сколько о живых, думающих, чувствующих людях. Это они — герои полноценных ф антазий, но вовсе не какие-то там машины, приборы. Однако беда в том, что в большинстве фантастических произведений «слишком мало» человека. П еред нами рассказ Г. Альтова «Порт каменных бурь» («Ф ан тастика», 1965, выпуск 2). В нем нет ни одного лица, ни одной фигуры. Он безлю ден. Автора привлекает только сверхгран- диозное. Весь рассказ занят изображением планеты, кора которой каж ды е несколько часов перемалывается могучими прилив ными силами. Круш атся бесчисленные Г и малаи, взлетаю т скалы, текут огненные ре ки. Здесь ж е лежит огромный таинственный круг, созданный некоей внеземной цивили зацией, которая управляет даж е разбегани- ем галактик. В рассказе много грохота, дыма, но он оставляет нас равнодушными. Говоря сло вами Экзюпери, «рассказчик силится опи сать трагедию, которой не было». Экзюпе ри писал, что мог бы взволновать читателей простенькой историей, но не знает, как это сделать, изображ ая сверхураган, с которым он однаж ды боролся. Человека не трогают движ ения мертвой материи. Читатель может заплакать над судьбами людей, но его не взволнуют судьбы гор. Не менее тягостное впечатление произ водит в этом ж е сборнике фантастическая «история» «Остров Пирроу»: «Что ж е про исходило с Иксом? Прибыв в глубокой тайне на наш остров в качестве личного го стя святого Рамульдино К арла Великого Плистерона Мигуэля Первого, он принял форсированный курс лечения; в положенный срок, за три дня до выборов, лапидус ту- марикото выделился из него и обрушился на землю. К сожалению , леди и джентльмены , синь оры и синьорины, мы не сможем продемон стрировать вам этот исторический камень. Отметим только, что при сравнительно не больших разм ерах он обладал неслыханно тяж елым весом и при падении вы звал силь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2