Сибирские огни, 1965, №12
мисс Пенни Брайт. Обратите внимание на ее имя. Пенни — это примерно то же, что и наш а копейка. Не дороже. Мистер Саймон, едва взглянув на эту Копейку, ничтожней шую из девчонок, уж е влюблен. Чего только не^может сделать наука! И было все, как в той рекламной брошюрке: сумасшедшая луна, море, страсть. Н а другой день у мисс Пенни наступило «постгипнотическое состояние». Она безум но и такж е с первого взгляда влюблена в кого-то другого, и кто-то другой влюблен в нее. Т акая у нее работа. Саймон, одинокий, в смятении бредет по Нью -Йорку, опять приходит к этому типу, I но уж е не бежит от него. Он показывает на одну из девушек с «яблочком» на лбу и, ухмыляясь, говорит: — Л ну, поставьте вог эту. Он не знает, как это объяснить, как это делается, но как вчера он купил «на стоящую любовь», так сегодня он покупает убийство. Сейчас он разнесет эту девчонку, изрешетит тир, зальет его кровью. Может быть, это только иллюзия, но это продается, и он готов купить. Автор пытается разглядеть, какая лю бовь, какие развлечения будут завтра у обывателей большого капиталистическог® города. Во всем этом гораздо меньше пре увеличений, нежели может показаться на первый взгляд. Н едалек день, когда любые эмоции любого человека можно будет з а писать на пленку и когда с пленки их смо ж ет пережить кто угодно другой. Эта за д а ча близка к разрешению. Есть открытия, пож алуй, даж е и более удивительные. Р а з работаны , например, приборчики, с помо щью которых у человека можно вы звать чувство необыкновенного удовлетворения. Н аж ати е кнопки, и человек переполнен бес причинной радостью . Обезьяны целыми сут ками сидят возле таких приборов — все кнопки нажимаю т. Некоторые фирмы уже подумываю т о массовом выпуске подобных приборчиков. Представьте себе людей, отка зывающихся от деятельности, от движения ради такого дешевого счастья на полупро водниках. Смерть заживо. И это уже не ф антазия. В условиях капитализма всегда найдется сколько угодно дельцов, готовых зараб о тать и на этом. Н ауки в рассказе Шекли гораздо больше, чем это каж ется на первый взгляд. Только здесь речь не о самой науке, а о ее послед ствиях, о том, какие она может вы звать из менения в отношениях между людьми. Д ля этого автору не понадобилось излагать уче ные теории. О казалось достаточно всего лишь несколько раз упомянуть слово наука, мельком сказать о космолетах и гипнотизме. Другой писатель раздумывает, как изме нится жизнь на земле, если над ней заж ечь парочку искусственных солнц. Третий изо б раж ает человекоподобных роботов. Его за интересовывает, что получится, если у лю дей будет сколько угодно роботов-слуг, ро- ботов-воспитателей, роботов-рабочих. Но и эти писатели не задумы ваю тся, как могут быть созданы такие солнца, такие роботы. У ьшх нет даж е самых малых предполож е ний, как это может быть осуществлено. Их интересует другое: что получится, если это будет осуществлено. Но от писателей и нельзя требовать новых открытий, изобре тений, даж е серьезного рассказа о науке. Они не ученые, не изобретатели, д аж е не популяризаторы науки. Они всего лишь ху дожники, пытающиеся разглядеть в о бра зах грядущий день. Мы только что возмущ ались рассказами, в которых ракеты летели быстрее света. Н е научно! И тут ж е восхищаемся фантазиями, в которых все наперекор науке. Почему ж е мы в одних случаях требуем точной науки, а в других говорим, что она и не нужна? Где справедливость? Ответим таким примером. Ученый гово рит в своей лекции: «Представьте себе, что мы перенеслись на далекую планету, где т я готение в миллионы раз больше земного. Здесь преподают не Евклидову, а какую -то иную геометрию. Тут учитель говорит школьникам в классе: «К ак известно, луч света под действием силы тяжести огибает нашу планету... Л уч прож ектора на ней снова возвращ ается к прожектору, но толь ко с другой стороны планеты. Одним взгля дом мы можем окинуть всю ее. Она шар, но мы видим ее плоской, как стол...» Мы отлично понимаем, что не сможем мгновенно перенестись ни на эту, ни на к а кую-либо другую планету, что на такой пла нете не может быть ни школ, ни учителей, что на ней все живое было бы раздавлено силой собственной тяжести. Однако мы не собираемся возмущ аться рассказом наше го ученого: мол, ненаучно, невозможно, не мыслимо. Помните, как один из диккенсов ских героев возмущ ался обоями, на кото рых были изображ ены лошади: — Кони не ходят по стенам. Это нело гично, бессмысленно. Такое нельзя пока зы вать детям. Мы только благодарны ученому за яркий пример, помогающий понять зависимость геометрии от тяготения. Пусть пример этот неправдоподобен, но зато он очень помогает понять науку. Такими «антинаучными» ф ан тазиями мы в науке на каж дом ш агу поль зуемся. Читая серьезнейшие книги, мы иной раз представляем себя то в недрах земли, то внутри атома. Какой-то инженер писал, что иногда бывает полезно представить себя деталью машины или, скаж ем , железной балкой, леж ащей на двух опорах, и самому физически ощутить нагрузки, падающие на нее, вибрации, натяж ения, которые в ней возникают. Как осуж дать эти фантазии, если они помогают понимать? Ведь не во з мущаемся мы, читая в сказке о сапогах- скороходах, скатерти-самобранке или о чер те, который вытащил из карм ана подзорную трубу, шатер и наконец экипаж с лош адьми и даж е кучером. Автор сказки вовсе не пытается убедить нас, что такое было в дей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2