Сибирские огни, 1965, №12
фоне фантастики это даж е одни из лучших произведений. Упомянем еще один рассказ Днепрова «Банка без наклейки» («Техника — молоде жи», 1964, № 10). В человеке и в любом животном все, что они знают, как-то на чем- то записано. Вероятно, какие-то молекулы являю тся носителями знаний. Есть такая гипотеза в современной науке. И вот в рас сказе Днепрова некий ученый на одних мо лекулах записывает «Н ачала» Евклида, на других «Утопию» Томаса Мора и т. д. Сто ит человеку проглотить несколько таких молекул, и он будет знать эти «Начала», эту «Утопию», как будто только что вниматель нейшим образом проштудирсцзал их. «Од ной пол-литровой банки хватит" на все чело вечество! Экономная запись, не правда ли?». Д л я демонстрации действенности этого препарата, этих «молекул знаний», их вво д ят в кровь бульдогу, и он начинает цити ровать ученые труды, произносит строки из стихов, романов и т. д. Д ело писателя, работающего в области научной фантастики, в том, чтобы поднять читателя до уровня передовых научных идей. Но Днепров делает другое. Он при ниж ает науку до уровня самых невзыска тельных читателей, потрафляет их вкусам и представлениям. Ах, вы полагаете, что от науки только вред, что математика, кроме беды, ничего не принесет. Пож алуй, вы правы, говорит он и преподносит рассказ «Случайный выстрел». Вы верите, что судь ба человека предопределена еще до рож де ния. Ну, что же, можно и это «научно» обосновать. Вам нравится мысль, что соба ки могут говорить? Так вот вам «Банка без наклейки». «Я убежден,— писал Днепров в ж урна ле «Искатель»,— что для создания научно- фантастического произведения необходимо зн ать современную науку. Конечно, от писа- теля-профессионала нельзя требовать знания научного предмета во всей его полноте и глубине. Однако общие принципы, которые положены в основу научно-фантастического произведения, не должны противоречить то му, что знает читатель из школьных учеб ников». Но в своих рассказах Днепров как раз и противоречит тому, что знает читатель из школьных учебников. А. Днепрова не однаж ды называли од ним из «ведущих» писателей в нашей ф ан тастике. Великая честь быть ведущим. Но с ведущего и спрос больше. Вот поэтому-то мы и остановились сразу на трех рассказах этого писателя. Но что ж е такое научная фантастика? Д л я чего она? Чтобы иллюстрировать нау- ку, дат£> ее отвлеченные положения в зри- мых образах, дополнить учебники? Ученик плохо понимает законы инерции, так пусть он прочитает уэллсовского «Человека, ко торый мог творить чудеса». Тогда он отчет ливо представит, что получится, если зем ля неожиданно перестанет вращ аться. При изучении свойств двояковыпуклых линз по лезно будет вспомнить ледяную линзу, ко торую изготовил доктор Клаубони в «Капи тане Гаттерасе» Жюль Верна, или заж и га тельную линзу, сделанную героями «Таин ственного острова» из стекол для очков. Во всех этих произведениях немало физики, и это хорош ая физика. Пож алуй, к каж дом у разделу науки можно подобрать какой-то научно-фантастический рассказ или хотя бы отдельную сценку из него. Однако в то ж е время мы можем на звать сколько угодно первоклассных ф ан тазий, в которых совсем нет науки. Р азве «Аэлита» А. Н. Толстого иллюстрирует ка кие-нибудь научные или технические идеи? Инженер Л ось летит на Марс на какой-то весьма примитивной ракете. Но она и не занимает нас. Мы заинтересовываемся не техникой космических полетов, но картиной социальных и личных отношений, нарисован ных в этой фантазии. «Гиперболоид инженера Гарина» такж е не является романом о науке. Сходство ги перболоида с лазером совершенно случай ное. Но здесь речь о том, что, чем больш ая мощь сосредоточена в руках человека, тем выше должно быть его нравственное разви тие. Самое существенное в этом романе А. Н. Толстого — какой человек, а не то, какая техника в его руках. Рассказ Бредбери «В серебристой лун ной мгле» начинается такой фразой: «Ког да они вышли из ракеты, то в первый раз так озябли, что Спендер сразу принялся со бирать марсианский хворост для костра». Все, что есть в этом произведении научного, уж е и вложено автором в эту фразу, в одно это слово «ракета». Д альш е в рассказе изо браж аю тся только лишь пьяные американ цы, которые пляшут, вопят на берегах м ар сианских каналов, бросают в воду пустые бутылки, расстреливают памятники м ар сианской культуры. А сколько научных фантазий, в которых не только нет науки, но даж е все наперекор науке. В рассказе Бредбери «И грянул гром» охотник на машине времени отпра вился на миллионы лет назад, чтобы застре лить динозавра. В этом бесконечно дале-, ком прошлом он вмеш ался в естественный ход событий, растоптал бабочку, уничтожил сколько-то красоты и таким образом нару шил цепочку явлений, которая привела к ныне существующему порядку в мире. Когда он вернулся из этого путешествия, в его стране был фашизм, вся жизнь стала гру бее, примитивнее. Мы отлично понимаем, что путешествия во времени невозможны, что машину вре мени никогда не удастся построить, что ги бель одной бабочки не мож ет изменить весь ход событий на земле. Однако рассказ вели колепен. В нем отчетливо показана связь явлений: что-то переменилось в одном зве не, и вот уж е начинаются перемены в дру гих звеньях, д аж е в самых отдаленных. Возвратимся для сравнения к тем про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2