Сибирские огни, 1965, №12

фоне фантастики это даж е одни из лучших произведений. Упомянем еще один рассказ Днепрова «Банка без наклейки» («Техника — молоде­ жи», 1964, № 10). В человеке и в любом животном все, что они знают, как-то на чем- то записано. Вероятно, какие-то молекулы являю тся носителями знаний. Есть такая гипотеза в современной науке. И вот в рас­ сказе Днепрова некий ученый на одних мо­ лекулах записывает «Н ачала» Евклида, на других «Утопию» Томаса Мора и т. д. Сто­ ит человеку проглотить несколько таких молекул, и он будет знать эти «Начала», эту «Утопию», как будто только что вниматель­ нейшим образом проштудирсцзал их. «Од­ ной пол-литровой банки хватит" на все чело­ вечество! Экономная запись, не правда ли?». Д л я демонстрации действенности этого препарата, этих «молекул знаний», их вво­ д ят в кровь бульдогу, и он начинает цити­ ровать ученые труды, произносит строки из стихов, романов и т. д. Д ело писателя, работающего в области научной фантастики, в том, чтобы поднять читателя до уровня передовых научных идей. Но Днепров делает другое. Он при­ ниж ает науку до уровня самых невзыска­ тельных читателей, потрафляет их вкусам и представлениям. Ах, вы полагаете, что от науки только вред, что математика, кроме беды, ничего не принесет. Пож алуй, вы правы, говорит он и преподносит рассказ «Случайный выстрел». Вы верите, что судь­ ба человека предопределена еще до рож де­ ния. Ну, что же, можно и это «научно» обосновать. Вам нравится мысль, что соба­ ки могут говорить? Так вот вам «Банка без наклейки». «Я убежден,— писал Днепров в ж урна­ ле «Искатель»,— что для создания научно- фантастического произведения необходимо зн ать современную науку. Конечно, от писа- теля-профессионала нельзя требовать знания научного предмета во всей его полноте и глубине. Однако общие принципы, которые положены в основу научно-фантастического произведения, не должны противоречить то­ му, что знает читатель из школьных учеб­ ников». Но в своих рассказах Днепров как раз и противоречит тому, что знает читатель из школьных учебников. А. Днепрова не однаж ды называли од ­ ним из «ведущих» писателей в нашей ф ан­ тастике. Великая честь быть ведущим. Но с ведущего и спрос больше. Вот поэтому-то мы и остановились сразу на трех рассказах этого писателя. Но что ж е такое научная фантастика? Д л я чего она? Чтобы иллюстрировать нау- ку, дат£> ее отвлеченные положения в зри- мых образах, дополнить учебники? Ученик плохо понимает законы инерции, так пусть он прочитает уэллсовского «Человека, ко­ торый мог творить чудеса». Тогда он отчет­ ливо представит, что получится, если зем ­ ля неожиданно перестанет вращ аться. При изучении свойств двояковыпуклых линз по­ лезно будет вспомнить ледяную линзу, ко­ торую изготовил доктор Клаубони в «Капи­ тане Гаттерасе» Жюль Верна, или заж и га ­ тельную линзу, сделанную героями «Таин­ ственного острова» из стекол для очков. Во всех этих произведениях немало физики, и это хорош ая физика. Пож алуй, к каж дом у разделу науки можно подобрать какой-то научно-фантастический рассказ или хотя бы отдельную сценку из него. Однако в то ж е время мы можем на­ звать сколько угодно первоклассных ф ан­ тазий, в которых совсем нет науки. Р азве «Аэлита» А. Н. Толстого иллюстрирует ка­ кие-нибудь научные или технические идеи? Инженер Л ось летит на Марс на какой-то весьма примитивной ракете. Но она и не занимает нас. Мы заинтересовываемся не техникой космических полетов, но картиной социальных и личных отношений, нарисован­ ных в этой фантазии. «Гиперболоид инженера Гарина» такж е не является романом о науке. Сходство ги­ перболоида с лазером совершенно случай­ ное. Но здесь речь о том, что, чем больш ая мощь сосредоточена в руках человека, тем выше должно быть его нравственное разви­ тие. Самое существенное в этом романе А. Н. Толстого — какой человек, а не то, какая техника в его руках. Рассказ Бредбери «В серебристой лун­ ной мгле» начинается такой фразой: «Ког­ да они вышли из ракеты, то в первый раз так озябли, что Спендер сразу принялся со­ бирать марсианский хворост для костра». Все, что есть в этом произведении научного, уж е и вложено автором в эту фразу, в одно это слово «ракета». Д альш е в рассказе изо­ браж аю тся только лишь пьяные американ­ цы, которые пляшут, вопят на берегах м ар­ сианских каналов, бросают в воду пустые бутылки, расстреливают памятники м ар­ сианской культуры. А сколько научных фантазий, в которых не только нет науки, но даж е все наперекор науке. В рассказе Бредбери «И грянул гром» охотник на машине времени отпра­ вился на миллионы лет назад, чтобы застре­ лить динозавра. В этом бесконечно дале-, ком прошлом он вмеш ался в естественный ход событий, растоптал бабочку, уничтожил сколько-то красоты и таким образом нару­ шил цепочку явлений, которая привела к ныне существующему порядку в мире. Когда он вернулся из этого путешествия, в его стране был фашизм, вся жизнь стала гру­ бее, примитивнее. Мы отлично понимаем, что путешествия во времени невозможны, что машину вре­ мени никогда не удастся построить, что ги­ бель одной бабочки не мож ет изменить весь ход событий на земле. Однако рассказ вели­ колепен. В нем отчетливо показана связь явлений: что-то переменилось в одном зве­ не, и вот уж е начинаются перемены в дру­ гих звеньях, д аж е в самых отдаленных. Возвратимся для сравнения к тем про

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2