Сибирские огни, 1965, №12
Они все реже летят с «ультрасветовыми» скоростями и все чаще — со скоростями, ко торые в произведениях подобного рода стыдливо именуются «субсветовыми», иначе говоря, имеющими скорость несколько мень шую, чем скорость света. Однако и эти «суб- световые ракеты» (если имеется в виду ско рость, близкая к скорости света) являются такой ж е нелепостью с точки зрения совре менной физики. Разумеется, писатели-фантасты пишут не только о полетах в космос. В своих произ ведениях они используют и «биологиче скую», и «химическую», и всякую другую научную тематику. Но пишут — о чем бы ни писали — частенько с потрясающей безгра мотностью. Летом 1964 года в «Известиях» (№ 176) в статье «Ученый спускается в кратер» при водились отзывы камчатских вулканологов о научно-фантастических произведениях, использующих «вулканическую» тематику. «Вулканологи резко возраж али против лег комысленных автров и ложных представле ний о героизме в науке». «Примитив не так безобиден, как каж ется на первый взгляд. Он притупляет умы, обманывает в ценно стях, особенно в интеллектуальных. Не под няться самому, а принизить любую мысль, страсть, до уровня своего понимания ^низве сти весь духовный труд к простейшему, ручному», что ли,— вот в чем опасность примитивизма». «Именно самоуверенность недалекой мысли в книге Л . Пасенюка «Л ед и пламень» вы звала гневный протест вул канологов. Они увидели в ней свои имена, свою наружность, прочли сведения о своей науке,— и не узнали собственного мира. Это оказалась документальность без под линности, ученые вне мысли...» Вскоре после этой статьи в «Неделе» появилась злая рецензия на научно-фанта стический рассказ А. Днепрова «Случайный выстрел». В нем речь шла об электронной вычислительной машине, которая ломалась, когда в нее вводились неверно составленные уравнения. «Я попрошу читателя,— писал рецен зент,— представить себе телефонную сеть, которая ломается от произнесения в микро фон нецензурных слов. Абонент выругался — пробой конденсаторов, сказал ерунду — сго рели сопротивления. И надо вы зывать мон тера. Что, смешно? Точно так ж е глупо вы глядят пояснения автора о событиях в вы числительном центре... Зачем же А. Днеп- рову понадобилось сломать вычислительную машину?.. «Умная» Юджин, прелестная ж е на мрачного математика, говорит: — Эти математики сейчас кругом суют свой нос. Они изгадили человеческую жизнь». Автор на ее стороне... Р ассказ «Случай ный выстрел» нацелен против применения математики в общественных науках, вооб ще, а не только, так сказать, в условиях ка питализма. Он, по замыслу своему, направ лен против «математического дьявола», сую щего свой нос в экономику и социологию. Но от малограмотности еще никогда не бы ло пользы. Но, может быть, у Днепрова это случай ная неудача? Вот его рассказ «Ферма «Стан- лю». Эпиграфом к нему служит ф раза иэ книги Тьюринга «Может ли машина мыс лить»: «По-видимому, можно вырастить за конченный индивидум из одной единствен ной клетки, взятой, например, из кожи че ловека». На некоей ферме физиолог и его жена иэ клеток своей кожи выращивают двух м аль чиков и двух девочек. Девочки выращены из клеток кожи жены физиолога. Они не отличимы друг от друга и от нее, какой она была в детстве. Точно так же сыновья фи зиолога, выращенные из клеток его кожи, являю тся точными его копиями. Во всем этом незримо присутствует эта кий маниловский, ни на чем решительно не обоснованный довод, что вот, мол, специа лизированные половые клетки любого чело века неидентичны, а клетки его кожи зато неотличимы друг от друга вплоть до по следнего составляющего их атома. Впрочем, в рассказе не это главное. «Изюминка» впереди: так как дети неотли чимы от своих родителей, то и судьбы их оказываю тся неотличимыми. «В наших отпрысках я и Арчи видели свое детство, затем юность и молодость. Мы смотрели на детей и восклицали: «Смотри, Арчи! Они полезли на тополь! Помнишь, я в семь лет сделал то ж е самое, а ты, как и наши девочки, бросала в меня мячом». И, действительно, мальчики, как по команде, полезли на один и тот же старый тополь, а девочки начали бросать в них мячи! «Дик! Девочки склонились над колодцем! Бьюсь об заклад, они уронили ведро! Сейчас м аль чишки за ним полезут!» И, действительно, мальчишки лезли за ведром». «Я и Арчи смотрели на их жизнь, как на фантастическое, повторенное дваж ды свое собственное бытие, перенесенное на трид цать лет назад!». (Кстати, почему назад? Ведь в таком случае бытие родителей пере несено вперед, из прошлого в будущее). Ж изнь детей была точной копией жизни родителей. Отец вспоминал, где он провел вечер тридцать лет назад. Ах, в «Сперри- дансинге» вместе со своей Арчи. Следова тельно, и его дети сейчас должны повторить этот момент из жизни родителей. Он идет в «Сперри-дансинг» и в самом деле находит их там. Этот рассказ Днепрова, на наш взгляд, нуж дается в еще более резкой оценке, не жели «Случайный выстрел». Здесь самим Тьюрингом, одним из отцов кибернетики, подпирается старая вера в предначертания судьбы; человек еще не родился, а где-то, на каких-то скриж алях, в данном случае в клетках его организма, уж е записано все, что с ним будет. Произведение Днепрова было помещено в сборнике избранных научно-фантастиче ских рассказов 1964 года рядом со «Случай ным выстрелом», О казы вается, на общем-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2