Сибирские огни, 1965, №12

скрыть слабости многих его стихотворений, их несовершенности, наивности: мир поня­ тий не трансформировался еще в мир ве­ щей Молодой поэт еще очень неопытен, еще не поднаторел в стихотворной технике, да и поэтический язык его не вполне соответ­ ствует силе и энергии мысли. Главное ж е — пафос борьбы за утверждение нового, советского строя жизни, прославление ве­ личия народного подвига. К этим стихам нужно уметь быть сни­ сходительным. И потому, что они написа­ ны начинающим поэтом, и потому, что были созданы — не забудем этого — в са ­ мый первый период развития советской литературы , время поисков и нового содер­ ж ания, и новой формы. Юным было пер­ вое в мире рабочее государство, юными были и его поэты. А юности свойственно дум ать, что все может быть совершено мгновенно. И поэзия была нетерпеливой, вполне соответствовавшей духу времени — всевозможным «трехдневникам» и «неде­ лям»: авиации, борьбы с туберкулезом, транспорта, положения домашних работ­ ниц, ликбеза и т. д. Эта праздничная поэзия в звучных стихах передавала романтиче­ ские настроения эпохи энергичных дел, не терпящих ни малейшей задержки. Поэзия высоко парит над буднями и повседневно­ стью, не зам ечая того, что рядом; в ней избыток пламенной веры, она взлетает вы­ соко ввысь, не чувствуя под ногами земли... Но вот стихотворение Иосифа Уткина «Не убий!» Густая скорбь сердц а и душ и глож ет. В зойдут поля от пролитой крови. У всех одно: — К уда? Зачем ? З а что ж е?1 А он гудит, кади т: — Бла-го-сло-ви| Б ьет три звонка. В дал и тум анно-серой Р аст ая л эш елон. П рокляти я горят. А он гудит: — З а Родину! З а веру! З а батю ш ку-царя!.. Весь полк погиб, ш турм уя под В арш авой, В гл азах — тоска, в руках — щ ем ящ ий хруст, А он у клироса: — П огибш его со славой Во им я господа, прими, И сус!., Стихи эти свидетельствуют, что молодой поэт начал задумы ваться над тем, как пере­ бороть в себе множество впечатлений, не­ определенных, неоформившихся; как ото­ брать не мимолетное, случайное, а самое существенное и характерное; как, преодоле­ вая декларативность и описательность, по­ дойти к слову, выраж ающ ему точные и определенные понятия, к слову, которое ста­ ло бы средством пластического, образного отраж ения жизни. Иосиф Уткин начинает понимать, что одна только восторженность или политическая актуальность не могут за ­ менить собой психологического анализа дей­ ствительности, что необходимо серьезно р а­ ботать над собой, искать новые, пока только правильно нащупанные пути. В творческих поисках Иосифа Уткина ре­ шающую роль сыграло Иркутское Л и ­ тературно-Худож ественное Объединение (ИЛХО ) — первая в Восточной Сибири со­ ветская литературная организация, ставш ая для молодого автора настоящей поэтиче­ ской и общественно-политической школой. ИЛХО возникло из слияния круж ка мо­ лодых поэтов (И. Уткин, Д . Алтаузен, И. Молчанов (Сибирский), В. Друзин, М. Скуратов) с группой старых ж урнали­ стов и сотрудников газеты «Власть Труда» (А. Вечерний, А Оборин, Н. Хребтовский, А. Шульгин). Возглавил ИЛХО Г. А. Р ж а ­ ное, ж урналист с большим партийным ста­ жем. Новое ИЛХО ничего общего не имело со старой «Баркой поэтов» (собрания этой группы проходили у поэта-футуриста Анча- рова, а он жил в барке, стоявшей на Ан­ гаре, на приколе, отсюда и столь эксцен­ тричное название). Состав «Барки поэтов» был неоднороден — от декадентов до бес- предметников, поэтому не было у нее и общей идейно-поэтической программы: сно­ бистско-эстетская поэзия одних отлично уж ивалась со смачной похабщиной других. Пестрота литературных направлений, резко вы раж енная идеология индивидуализма, за ­ ведомая оторванность от насущных проблем жизни сохранились у этой группировки и в советское время (сб. «Отзвуки», 1922 г.). Уже по своему основному составу — пролетарские поэты — новое ИЛХО в кор­ не отличалось от разношерстной и разнопле­ менной братии «Барки поэтов». Кроме того, оно возникло «в результате могучей тяги к объединению, к организованной, планомер­ ной работе, к коллективной борьбе за про­ летарскую идеологию, литературу, культу­ ру» и собрало поэтов с материалистиче­ ским мировоззрением, ориентирующихся в своем творчестве на революционное отобра­ жение действительности. Верность принци­ пам пролетарской литературы была проде­ монстрирована на состоявшемся 25 марта 1923 года в клубе Иркутского губкома пар­ тии первом ж е «Вечере поэтов ИЛХО», ко­ торому предш ествовала прош едшая внутри ИЛХО дискуссия «О пролетарской поэзии». Докладчиком был В. Друзин. В результате открытого и широкого обмена мнениями вы­ явилось «здоровое тяготение поэтов круж ка к пролетарской поэзии типа К азина, испол­ ненной бодрых жизненных настроений, и к прекрасной ясности языка...» Д екларации пролетарских поэтов подтверждались их творческой практикой — поэзией и прозой на страницах газеты «Власть Труда», в ж у р ­ нале «Красные Зори», в коллективных сбор­ никах «Май» и «Ильичу». Идеологическая и худож ественная плат­ форма ИЛХО была сродни московской груп­ пе пролетарских писателей «Октябрь». Ос­ новным лозунгом илховцев стал лозунг борь­ бы против всяческих проявлений бу рж уаз­ ной, в частности, нэпманской идеологии и эстетики, за утверж дение подлинно совет­ ской литературы . «...Поскольку настоящий период характеризуется диктатурой проле­ тариата, торж еством рабочего класса в бое­ вой период длящ ейся социальной револю ­ ции, постольку и литература долж н а отра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2