Сибирские огни, 1965, №12
скрыть слабости многих его стихотворений, их несовершенности, наивности: мир поня тий не трансформировался еще в мир ве щей Молодой поэт еще очень неопытен, еще не поднаторел в стихотворной технике, да и поэтический язык его не вполне соответ ствует силе и энергии мысли. Главное ж е — пафос борьбы за утверждение нового, советского строя жизни, прославление ве личия народного подвига. К этим стихам нужно уметь быть сни сходительным. И потому, что они написа ны начинающим поэтом, и потому, что были созданы — не забудем этого — в са мый первый период развития советской литературы , время поисков и нового содер ж ания, и новой формы. Юным было пер вое в мире рабочее государство, юными были и его поэты. А юности свойственно дум ать, что все может быть совершено мгновенно. И поэзия была нетерпеливой, вполне соответствовавшей духу времени — всевозможным «трехдневникам» и «неде лям»: авиации, борьбы с туберкулезом, транспорта, положения домашних работ ниц, ликбеза и т. д. Эта праздничная поэзия в звучных стихах передавала романтиче ские настроения эпохи энергичных дел, не терпящих ни малейшей задержки. Поэзия высоко парит над буднями и повседневно стью, не зам ечая того, что рядом; в ней избыток пламенной веры, она взлетает вы соко ввысь, не чувствуя под ногами земли... Но вот стихотворение Иосифа Уткина «Не убий!» Густая скорбь сердц а и душ и глож ет. В зойдут поля от пролитой крови. У всех одно: — К уда? Зачем ? З а что ж е?1 А он гудит, кади т: — Бла-го-сло-ви| Б ьет три звонка. В дал и тум анно-серой Р аст ая л эш елон. П рокляти я горят. А он гудит: — З а Родину! З а веру! З а батю ш ку-царя!.. Весь полк погиб, ш турм уя под В арш авой, В гл азах — тоска, в руках — щ ем ящ ий хруст, А он у клироса: — П огибш его со славой Во им я господа, прими, И сус!., Стихи эти свидетельствуют, что молодой поэт начал задумы ваться над тем, как пере бороть в себе множество впечатлений, не определенных, неоформившихся; как ото брать не мимолетное, случайное, а самое существенное и характерное; как, преодоле вая декларативность и описательность, по дойти к слову, выраж ающ ему точные и определенные понятия, к слову, которое ста ло бы средством пластического, образного отраж ения жизни. Иосиф Уткин начинает понимать, что одна только восторженность или политическая актуальность не могут за менить собой психологического анализа дей ствительности, что необходимо серьезно р а ботать над собой, искать новые, пока только правильно нащупанные пути. В творческих поисках Иосифа Уткина ре шающую роль сыграло Иркутское Л и тературно-Худож ественное Объединение (ИЛХО ) — первая в Восточной Сибири со ветская литературная организация, ставш ая для молодого автора настоящей поэтиче ской и общественно-политической школой. ИЛХО возникло из слияния круж ка мо лодых поэтов (И. Уткин, Д . Алтаузен, И. Молчанов (Сибирский), В. Друзин, М. Скуратов) с группой старых ж урнали стов и сотрудников газеты «Власть Труда» (А. Вечерний, А Оборин, Н. Хребтовский, А. Шульгин). Возглавил ИЛХО Г. А. Р ж а ное, ж урналист с большим партийным ста жем. Новое ИЛХО ничего общего не имело со старой «Баркой поэтов» (собрания этой группы проходили у поэта-футуриста Анча- рова, а он жил в барке, стоявшей на Ан гаре, на приколе, отсюда и столь эксцен тричное название). Состав «Барки поэтов» был неоднороден — от декадентов до бес- предметников, поэтому не было у нее и общей идейно-поэтической программы: сно бистско-эстетская поэзия одних отлично уж ивалась со смачной похабщиной других. Пестрота литературных направлений, резко вы раж енная идеология индивидуализма, за ведомая оторванность от насущных проблем жизни сохранились у этой группировки и в советское время (сб. «Отзвуки», 1922 г.). Уже по своему основному составу — пролетарские поэты — новое ИЛХО в кор не отличалось от разношерстной и разнопле менной братии «Барки поэтов». Кроме того, оно возникло «в результате могучей тяги к объединению, к организованной, планомер ной работе, к коллективной борьбе за про летарскую идеологию, литературу, культу ру» и собрало поэтов с материалистиче ским мировоззрением, ориентирующихся в своем творчестве на революционное отобра жение действительности. Верность принци пам пролетарской литературы была проде монстрирована на состоявшемся 25 марта 1923 года в клубе Иркутского губкома пар тии первом ж е «Вечере поэтов ИЛХО», ко торому предш ествовала прош едшая внутри ИЛХО дискуссия «О пролетарской поэзии». Докладчиком был В. Друзин. В результате открытого и широкого обмена мнениями вы явилось «здоровое тяготение поэтов круж ка к пролетарской поэзии типа К азина, испол ненной бодрых жизненных настроений, и к прекрасной ясности языка...» Д екларации пролетарских поэтов подтверждались их творческой практикой — поэзией и прозой на страницах газеты «Власть Труда», в ж у р нале «Красные Зори», в коллективных сбор никах «Май» и «Ильичу». Идеологическая и худож ественная плат форма ИЛХО была сродни московской груп пе пролетарских писателей «Октябрь». Ос новным лозунгом илховцев стал лозунг борь бы против всяческих проявлений бу рж уаз ной, в частности, нэпманской идеологии и эстетики, за утверж дение подлинно совет ской литературы . «...Поскольку настоящий период характеризуется диктатурой проле тариата, торж еством рабочего класса в бое вой период длящ ейся социальной револю ции, постольку и литература долж н а отра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2