Сибирские огни, 1965, №12

норганов, сельсоветов. Т ематика неисчер­ паем а. Всевозможна. Одним словом — га­ зетная. В это ж е время Иосифа Уткина пригла­ ш ают на работу в губком комсомола: он редактирует молодежную газету «Комсомо­ лия». Внутренняя жизнь комсомольских ячеек и их участие в городском «туберку­ лезном трехдневнике», роль комсомольцев в проведении международного юношеского дня и работа среди студентов университета, всемерная поддерж ка общ ества друзей воз­ душного флота и создание советских воен­ но-морских сил — все это находит свое от­ раж ение в статьях Иосифа Уткина. Кроме того, под ежедневной рубрикой «Маленький фельетон» появляю тся его ко­ роткие, в четыре строки, частушки, метко разящ и е проворовавшихся ловкачей и при­ способленцев, валютчиков и спекулянтов, всевозможны х лодырей, прихлебателей и тунеядцев. Валютчик Я на- золоте богато З а р а б о тал ловко; В золочены е палаты Сел за ... Уш акозку^1 «Безработная» П ап а — в л ав к е деньги копит. М ам а — в кассе к аж ет пры ть. Н у, не мне ли в Церабкогте, Б езработн ой, членом бы ть. Острие сатиры молодого фельетониста не проходило и мимо заправил империали­ стических государств. «Утя» — так подпи­ сывались им частушки — высмеивал обре­ ченные на провал попытки диктовать свои условия Республике Советов: Б онар-Л оу: Ч то-то скучно стал о д не, З аск у ч ал я по войне, (С екретарю ) О бъяви войну им, Б илли, У ж д авн ен ько н ас не били. С толь подробное внимание, уделяемое работе Иосифа Уткина в газете, не случай­ но, потому что именно в газете он слож ил­ ся не только как ж урналист, но и как поэт. Редкий номер «Власти Труда» или «Ком ­ сомолии» выходил без его стихов. Иосиф Уткин иркутского периода — это еще не тот певец боевой комсомольской юности, каким его скоро узнает вся страна, а поэт- газетчик, поэт-публицист. И не потому только, что его стихи появляю тся, в основ­ ном, на газетных полосах, а потому, что именно газета привела его в литературу, определила направление и ж анр его поэти­ ческой работы Г азета ди ктовала ему темы стихов, определяла их форму, стиль и то ­ нальность. П еред молодым поэтом была вся ж изнь — в обширнейшем и всеобъемлющем 1 З а речкой У ш аковкой находился И р ку т­ ский дом п редвари тельного заклю ч ен и я. смысле слова — от любви до политики. Иосиф Уткин выбрал политику. Н ередко одни и те ж е события ложились у него в основу и статей, и стихов. То, чго у ж у р ­ налиста получалось суховатым и делови­ тым,— под пером поэта наливалось плотью и кровью, словно бы ож ивало: четкие и звучные стихи, написанные «по поводу», нередко выходили за пределы непосред­ ственного назначения. ...Наступление бурж уазии на пролета­ риат принимало самые различные формы: оккупация рурского бассейна в 1923 году взбудораж ила весь мир. Это событие легло в основу стихотворения Иосифа Уткина «Германия». Поэт не ограничился простой констатацией ф акта: «аркан... на гривы рудников летит с седла зарейнских вилл». Те дни повсеместно ощущались как канун вот-вот готовой разразиться революции в Германии, время всеобщего энтузиазма, боевой решимости и революционной готов­ ности. И поэг, отметив международный характер нашей революции («от Д ун ая и до Ганга слышна степей российских гарь»), ставит в прямую зависимость от нее назре­ вающую революцию в Германии, ликующе оповещ ая: «уж в пивном бочонке Ганса Октябрь Великий забродил» Пристальное внимание уделяет И. Ут­ кин и внутренним проблемам молодой Со­ ветской республики. ...Беспризорность. Это слово зам елькало в газетах особенно часто в самом начале двадцаты х годов, сразу ж е после окончания империалистической и граж данской войн. Н аряду с восстановлением народного хо­ зяйства борьба с беспризорностью стала первоочередной задачей Советской власти, для успешного решения которой необходи­ мо было всенародное участие. Именно в призыве к этой всеобщей помощи — смысл стихотворения Иосифа Уткина «Д етям улиц»: «Иерихонскими трубами, помощи голос, звени!» «Сталью налитые руки к детским протянем рукам», чтобы не повто­ рился больше высеченный «уж асом в серд­ це... ж елтый поволжский год». 1 м ая 1923 года — начало недели укреп­ ления воздушного флота. И вместе со ста­ тьями появляю тся стихи Иосифа Уткина «М ятежны е — выше», «Маем в небо», «Красные орлы», зовущие к осуществлению дерзновенной мечты человечества: Выше! Выш е звенящ им и высями! П о разлету бл у ж даю щ и х сф ер К расны м когтем будет написано О гневое — Э р-Э с-Э ф -Э с-Э р!.. Призывные интонации и опьянение от будущ его неотвратимого счастья людского становится основным чувством молодого поэта \С первых ж е его стихотворений. С ти­ хи Иосифа Уткина этого времени можно сравнить по звучанию своему с гимнами, одами, дифирамбами; в них — восторг, удивление, нагромождение новых чувств, обретение права голоса, голоса хозяина земли. Н овизна ощущений, конечно, разно­ образна, но восторж енность не мож ет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2