Сибирские огни, 1965, №12

неукротимым темпераментом борца за сча­ стье человека, широкая, правдивая, т а ­ лан тливая картина граж данской войны в Сибири, замечательный «человеческий до­ кумент эпохи». Лю бовь к человеку, следо­ вание гуманистическим традициям русской литературы , стремление воплотить в худо­ жественной форме все народные чаяния о мирной жизни — таков источник антивоен­ ного пафоса романа. Он понятен, близок и дорог сегодняшнему читателю. В. Зазубрин — одно из проявлений бур­ ного рождения новой советской литерату­ ры. Его творческий путь сложен и проти­ воречив. Но ведь в своем творчестве он шел «неезженными дорогами», не выбирал путей, что «попротоптанней и легше». П ер­ вым в советской стране написал он роман о революционной действительности, одним из первых откликнулся на тему противоре­ чивого периода нэпа в рассказе «Бледная правда», в повести «Общежитие» Перу З а ­ зубрина принадлеж ат сценарии первых си­ бирских фильмов «Красный газ» и «И збуш ­ ка на Байкале». Наверное, свои исследова­ ния в любой области литературного дела советского периода будущий сибирский летописец будет начинать с имени З а зу б ­ рина. Редакции «Сибирских огней» имя В ла­ димира Зазубрина особенно дорого. В ок­ тябре 1923 года по приглашению руководи­ телей ж урнала он приехал в Новосибирск (тогда Новониколаевск) и приступил к р а­ боте в редакции. Он был вторым, после Л Сейфуллиной, секретарем ж урнала, а впо­ следствии и его редактором. Трудно пере­ оценить значение Зазубрина как собирате­ ля литературных сил Сибири. В его маленькой квартирке на Ж урин- ской улице, у самовара, вьюжными вече­ рами побывала, наверное, «вся пишущая Сибирь» от Урала до Владивостока. Л ите­ раторы старшего поколения до сих пор с благодарностью вспоминают о высоком черноволосом человеке с окладистой «чал­ донской» бородой на молодом лице, горя­ чем и увлекающемся. Вспоминают о его чуткости, внимательности к их первым ли­ тературным опытам. В одном из своих выступлений З а зу б ­ рин говорил: «Редактировать — значит пред­ видеть, значит помогать, способствовать или, по крайней мере, не мешать росту той молодой зеленой поросли, которая подни­ мается вокруг журнала». Д о сих пор в редакции можно услышать в заключение какого-нибудь горячего спора о достоинствах первого произведения моло­ дого автора, о том — принять или не при­ нять это произведение к печати, зазубрин- скую ф разу — «надо печатать!» Надо, даж е если яркие образы и свежие мысли начи­ нающего литератора не обрели еще худо­ жественно-законченной формы. Надо, пото­ му что отказ способен «засушить» автора, лишить его такого могучего и необходимого аргумента творческого роста — как живое общение с читателем. Вновь, как и в преж ­ ние годы, молодая зеленая поросль, о кото­ рой говорил Владимир Зазубрин, подни­ м ается' в литературной Сибири, и в этом тож е след короткой, .но яркой жизни зам е­ чательного советского литератора. Л. Б А Л А Н Д И Н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2