Сибирские огни, 1965, №12
неукротимым темпераментом борца за сча стье человека, широкая, правдивая, т а лан тливая картина граж данской войны в Сибири, замечательный «человеческий до кумент эпохи». Лю бовь к человеку, следо вание гуманистическим традициям русской литературы , стремление воплотить в худо жественной форме все народные чаяния о мирной жизни — таков источник антивоен ного пафоса романа. Он понятен, близок и дорог сегодняшнему читателю. В. Зазубрин — одно из проявлений бур ного рождения новой советской литерату ры. Его творческий путь сложен и проти воречив. Но ведь в своем творчестве он шел «неезженными дорогами», не выбирал путей, что «попротоптанней и легше». П ер вым в советской стране написал он роман о революционной действительности, одним из первых откликнулся на тему противоре чивого периода нэпа в рассказе «Бледная правда», в повести «Общежитие» Перу З а зубрина принадлеж ат сценарии первых си бирских фильмов «Красный газ» и «И збуш ка на Байкале». Наверное, свои исследова ния в любой области литературного дела советского периода будущий сибирский летописец будет начинать с имени З а зу б рина. Редакции «Сибирских огней» имя В ла димира Зазубрина особенно дорого. В ок тябре 1923 года по приглашению руководи телей ж урнала он приехал в Новосибирск (тогда Новониколаевск) и приступил к р а боте в редакции. Он был вторым, после Л Сейфуллиной, секретарем ж урнала, а впо следствии и его редактором. Трудно пере оценить значение Зазубрина как собирате ля литературных сил Сибири. В его маленькой квартирке на Ж урин- ской улице, у самовара, вьюжными вече рами побывала, наверное, «вся пишущая Сибирь» от Урала до Владивостока. Л ите раторы старшего поколения до сих пор с благодарностью вспоминают о высоком черноволосом человеке с окладистой «чал донской» бородой на молодом лице, горя чем и увлекающемся. Вспоминают о его чуткости, внимательности к их первым ли тературным опытам. В одном из своих выступлений З а зу б рин говорил: «Редактировать — значит пред видеть, значит помогать, способствовать или, по крайней мере, не мешать росту той молодой зеленой поросли, которая подни мается вокруг журнала». Д о сих пор в редакции можно услышать в заключение какого-нибудь горячего спора о достоинствах первого произведения моло дого автора, о том — принять или не при нять это произведение к печати, зазубрин- скую ф разу — «надо печатать!» Надо, даж е если яркие образы и свежие мысли начи нающего литератора не обрели еще худо жественно-законченной формы. Надо, пото му что отказ способен «засушить» автора, лишить его такого могучего и необходимого аргумента творческого роста — как живое общение с читателем. Вновь, как и в преж ние годы, молодая зеленая поросль, о кото рой говорил Владимир Зазубрин, подни м ается' в литературной Сибири, и в этом тож е след короткой, .но яркой жизни зам е чательного советского литератора. Л. Б А Л А Н Д И Н
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2