Сибирские огни, 1965, №12
сказа из 1-го номера «Сибирской газеты» за 1884 г. «Сама же брошюра,— добавляет губернатор,— к отдельному печатанию доз волена 30 июня 1885 г. исправляющим долж ность Председателя Губернского П рав ления Николаевым... который руководился тем, что статья уже была разрешена» Вслед за тем начали поступать донесения других губернаторов, которые сообщали о том, что книга Ив. Брута не обнаружена, или высылали по нескольку экземпляров книги, отобранных в книжных магазинах (из Екатеринбурга, Омска, Барнаула). Содержание приведенного выше цензур ного документа не нуждается, пожалуй, в особых комм ентариях. Нас интересует дру гое: дошла ли до нас книга «Ночь на но вый год», обреченная на уничтожение?.. Д а, книга сохранилась, и даж е не в од ном экземпляре. Один из них «подшит» к са мому цензурному делу, очевидно, в качестве «вещественного доказательства». Судя по штампу, он принадлеж ал раньше 1-й город ской читальне в г. Томске, из которой был и зъят при обыске Книга эта зачитана чуть ли не до дыр' очевидно, она пользовалась боль шой популярностью среди жителей города. Нам известны еще два уцелевших экземп ляра сказки Ив Брута. Хранятся они в Го сударственной публичной библиотеке им. М. Е. С алтыкова-Щ едрина в Ленинграде (как «императорская», она получала для своего «секретного отдела» конфискованные цензурой издания). Любопытно, что на од ном из них имеется надпись, выведенная уж е выцветшими чернилами — «н е в ы д а е т с я » Книжка Ив Брута, очевидно, не является чрезвычайной библиографической редкостью, ведь тираж книги по тем вре менам был грандиозным — 10 тысяч экземп ляров; распоряж ение о ее конфискации вышло лишь спустя семь лет после ее выхо да, когда основной тираж уже успел ра зойтись; в Петербург было доставлено в общей сложности не более 1000 экземпляров книги. Можно предположить, что и в дру гих библиотеках, особенно сибирских, со хранились эти брошюры. Когда читаешь книгу Ив. Брута, неволь но поражеш ься мужеству ее автора, риск нувшего в годы жесточайшей реакции вы пустить книгу, направленную против суще ствующего строя. Содерж ание «Сказки» вкратце сводится к следующему Разбогатевший на обманах и эксплуата ции сибирский купец Егор Попов, жадный и грубый человек, в одиночестве встречает новый год. За окном, в сплошной темноте, раздаю тся крики какого-то человека, звер ски избиваемого полицейским исправником лиш ь за то, что тот не снял перед ним шапки. Раздается стук. В дом заходит незнакомый молодой человек Оказывается, он студент, учится в Казанском университете вместе г. сыном Егора Попова. Сын передал с ним письмо, в котором пишет, что не может больше пользоваться материальной под держкой отца, так как понял, что его день ги нажиты нечестным путем... В начавшем ся разговоре студент резко отзывается о существующем порядке, высказывает мысли, имевшие хождение в то время среди рево люционной части народников. В это время в дом заходит полицейский исправник Егор Попов молча указывает ему на студента. Составляется протокол, и арестованного студента уводят. Вот и все. Со страниц книжки веет жуткой беспросветностью про винциальной жизни царской России, и в то же время ясно видны симпатии автора к революционной молодежи того времени. Вполне понятно, издание такой книги не могло пройти незамеченным Естественно, возникает вопрос: кто же автор этой безусловно, примечательнейшей сибирской книги? Очевидно, «Иван Брут» — псевдоним.. Д а, действительно, в «Словаре псевдонимов» И. Ф. Масанова мы находим его расшифровку: «Иван Брут — В о л х о в с к и й Феликс Вадимович (р. в 1845 г на У краине— ум. 21 июня 1914 г. в Л ондоне), публицист, писатель, поэт, революционер- народник. Сотрудник сибирских газет». Упоминания о Волховском имеются чуть ли не в каждой книге и статье, посвящен ной революционерам-народникам 70-х годов прошлого века; некоторые статьи даж е це ликом посвящены деятельности этого зам е чательного революционера, на протяжении всей своей жизни неустанно боровшегося против царского сам одерж авия1. Уже в 6U-e годы, когда Волховский учился в Москов ском университете, он неоднократно под вергался ж андармским преследованиям. В 1868 г. он близко знакомится с известным революционером Германом Лопатиным и организовывает вместе с ним так назы вае мое «Рублевое общество», которое ставило своей задачей распространение революцион ной литературы среди крестьянства. По этому делу Волховский был заключен в Петропавловскую крепость. Д о 1877 г. он четыре раза привлекался по политическим делам. В конце 70-х годов Волховский был привлечен к дознанию по делу «чайковцев». Состоялся знаменитый «процесс 193-х». в котором Волховский сыграл героическую роль — он первым отказался отвечать на вопросы суда. По этому делу Волховский был признан виновным «во вступление в противозаконное общество со знанием его преступных целей» и приговорен к лишению всех прав и вечной ссылке в Сибирь. Сна чала он находился в Тюкалинске (Тоболь ская губ.), а в августе 1881 г. был переве 1 См. напр.: Н . Е. К у д р и н . Ф еликс В ади мович Волховский (некролог). «Русское богат ство», 1914; № 9. Н. В. Ч а й к о в с к и й , Ф. В. Волховский, «Голос минувш его», 1914. № 10. Н аиболее полны е дан ны е о Волховском приведены в словаре «Д еятели револю ционных) дви ж ен и я», т. 2. 70-е годы . Вып I., М ., Изд., об-ва политкаторж ан, 1929, стр. 91—93 (к статье прилож ен портрет молодого Волховского); упо м инает о нем Б. Ж еребцов в своей книге «С та рая сибирская сатирическая п оэзия», Н овоси бирск, 1938, стр. 14.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2