Сибирские огни, 1965, №12
■благосостояние края улучшить с помощью специальных комиссий из центра, обязан ных изучить нужды Сибири.1 Д л я населения Сибири Басаргин считает благом отсутствие крепостного права и по мещиков. Что касается ссылки, то здесь он видит, с одной стороны, положительное ее значение в увеличении народонаселения, а с другой — отрицательное действие на об щественную нравственность. Подобно другим декабристам , огром ное значение Басаргин придавал развитию путей сообщения в Сибири, как водным — по рекам (Иртышу, Оби, Енисею. Ангаре, Л ене, Амуру и др.), так и сухопутным. Особенно он ратовал за создание в Сиби ри ж елезных дорог, посВятив специальное сочинение вопросу об устройстве рельсово го пути от Тюмени до П ерм и 2 Автор ж е л ал «сблизить Сибирь с Россией, установить м еж ду ними постоянные и взаимовыгодные отнош ения».3 Серьезно занимали Басаргина и вопросы подготовки специалистов для хо зяйства Сибири. По его мнению, следовало начать с открытия в Сибири высшего учеб ного заведения, где бы «учреждены были специальные обучения, согласные с мест ными требованиями».4 Н равственная сторона жизни людей в Сибири такж е сильно заним ала Басаргина: сколь высокого мнения был он о м атериаль ных богатствах края, столь ж е низкое мне ние он составил себе о моральном уровне «власть имущих», отмечая лихоимство чи новников, узаконенный грабеж купцов, рас пространение алкоголизма и сопутствующей 1 Н . В. Б а с а р г и н , Зач иски, 1917, стр. 181, 188 . 2 Ц ГА О Р, ф. 279, o n . 1, Л 179. ® Там ж е. л. 3. 4 Н . В. Б а с а р г и н . Зап иски . 1917, стр. 183. ему преступности среди населения. Впро чем, последние явления он не подвергал анализу, оставаясь лишь на поверхности событий. Поэтому, видимо, он и видел вы ход из положения в улучшении деятель ности духовенства, которое долж но было, как он считал, искоренить нравственные пороки общества. В области общественно-политической Б а саргин выступал как типичный либерал, ко торый хотел исправить несправедливость существующих порядков и отношений с помощью просвещения, гуманизма и «нрав ственного лечения». Всю сумму мероприя тий, связанных с прогрессивным экономи ческим и духовным развитием Сибири, Б а саргин относил к распоряж ениям прави тельства, которое в конечном итоге стано вится у него движителем и первопричиной всех перемен, начиная от привлечения к а питалов в восточный край и кончая исправ лением общественной нравственности дей ствиями властей. Общественным элементам, самому общ еству Басаргин не оставляет никакой инициативы и силы, обнаруж ив тем самым свой отрыв от народа, неверие в него, а вместе с тем и ограниченность своих взглядов. В историографии Сибири сочинения Б а саргина отмечены печатью практицизма: он ставит проблемы капиталистического разви тия края уж е на конкретную основу в от личие от своих предшественников, высту павших с общими идеями бурж уазного прогресса. Вместе с тем Басаргин о тр аж ает типично-либеральную позицию, исходными моментами которой являю тся констатация пороков экономической и общественной ж изни современного общ ества и исправле ние их с помощью не только мирных, на 4 лояльных правительству средств.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2