Сибирские огни, 1965, №12
разовавш ихся из бывших американских владений Испании «самобытных госу дарств»: «Весьма выгодно было бы завести торговые сношения между Охотском и сими новыми республиками».1 Д ля получения больших прибылей к аз ны Корнилозич (вместе с другими декаб ристами) считает'соверш енно необходимым покровительство купечеству со стороны го сударства, правительственное поощрение, «ибо в нашем купечестве еще не образовал ся дух предприимчивости и постоянства, составляющий в торговле, как и везде, ис точник всего великого».2 Вообще частная инициатива, стремление к получению прибы ли, т. е., по существу, уж е бурж уазная ос нова развития общества, каж ется ему глав ным средством освоения Сибири. «Давно говорят,— писал он,— что Сибирь — золотое дно; это справедливо, но чтоб им пользо ваться, надлежит его разработать, а сие сделается не иначе, как посредством д е я тельности, возбужденной надеждою при бытка»3. Так высшим руководителям кре постнического государства заключенный де кабрист дает совет воспользоваться бур жуазным путем развития. «К аторж ная цивилизация» Сибири не от рицается Корниловичем. Он считает полез ной мерой заселение Сибири ссыльными и возлож ение на них тяж елых работ по пер вичной подготовке мест, предназначенных для поселения. Но при этом Корнилович полон чувства сострадания к этим несчаст ным и, рискуя ухудшить и без того очень тяж елое свое положение, осмеливается пред ставить шефу ж андармов свои соображения о коренном изменении их участи Надо отметить искусность составления этой за писки. Автор под видом защиты интересов государства защ ищ ает в первую очередь ин тересы крестьян-посельщиков. Со смелос тью, которая не может не восхищать, Кор нилович рисует картину тяжелого полож е ния крестьян-посельщиков, попадающих в кабалу к зажиточным крестьянам — в сос тояние, которое петропавловский узник не боится назвать рабством4. Корнилович по казы вает такж е процесс резкого имуще ственного расслоения крестьян в Сибири и, в интересах многочисленной бедной части его (включая нищих поселыциков), пред лагает заменить подушный налог имуще ственным Что ж е касается непосредственно самих поселыциков, то он считает необходи мым дать им права самостоятельных хо зяев. Н уж но ли добавлять, что здесь в Корниловиче говорил типичный представи тель декабризма, стремившегося к облегче нию положения трудящихся масс? В конце своей записки он вспоминает, что сидит в одиночной камере, и прибавляет: «В заклю чение не могу не повторить опасения, что бы Ваше превосходительство не изволили 1 Ц ГА О Р, ф. 109, on. I, № 61, ч, 70, л. 174. 2 Там ж е, л. 174 об. 3 Там ж е. л. 176 об. 4 А. О К о р н и л о в и ч . С очинения и письм а. М .—Я „ 1957, стр. 215. приписать сих откровенных суждений при вычке смотреть на вещи с дурной стороны или другим-либо побудительным причинам. Руководимый бескорыстным желанием, чтоб управление России доведено было в царствование государя императора до воз можного совершенства, я пренебрег прили чием, которое повелевает мне молчать. Впрочем, покорнейше прошу, выпустив из виду лицо, которое осмеливается предста вить Вам сии замечания, удостоить высо ким вниманием своим предмет оных, и если найдете их достаточным уваж ения, благоволить поднести оные на высочайшее благоусмотрение».1 Не менее, если не более, искусно состав лена другая записка Корниловича — «О со держ ании заключенных в Чите»2 Она пред- j ставляет собой первое сочинение по исто рии политической ссылки в Сибири и — в то ж е время — являет собою образец ис полнения очень сложного для автора-декаб- риста поручения Николая I, пожелавшего узнать о содержании декабристов в тюрь ме. Задача эта — правдиво рассказать о по ложении заключенных и тем самым как-то помочь им и одновременно не испортить дела неосторожным для глаз и ушей импе ратора и шефа ж андармов выражением — была выполнена Корниловичем блестяще. (Практическим следствием этой записки и было, видимо, освобождение некоторых де кабристов от наказания носить кандалы ). С характерных для декабризма позиций просветительства, а такж е в целях созда ния кадров подготовленных специалистов в самой Сибири, Корнилович предлагает уч редить в Иркутске и Крлснояоске «практи ческие школы сельского хозяйства» и море ходную школу. Эти и им подобные меры он считал историческим продолжением по литики Петра I и Екатерины И3 Корнилович занялся и странами, погра ничными с Сибирью,— Монголией и Ки таем «Отечество Чингис-ханя» интересова ло его прежде всего исторически, а Ки тай — в связи с тихоокеанскими проблема ми России и Амуром К асаясь в своей за писке об Охотске последней проблемы, Кор нилович располагал сведениями «от бы в ших при нас казаков», которые предварили важнейшие политические выводы, получен ные А Ф Миддендорфом почти четверть века спустя.4 Записки Корниловича из Петропавиов- ской крепости представляют собой своеоб разный раздел «казематной литературы», созданной декабристами. Она была попыт кой декабристов — единственно возможной в их положении — выразить свои идеи и воздействовать, хоть в малейшей степени, на высшую власть, побуждая ее к измене нию существующего положения и, особенно, ‘ А, О. К о р н и л о в и ч . С очинения и пись м а. М .—J1., 1957, стр. 220. 2 Там ж е, стр. 208—211. 3 Ц ГА О Р, ф. 109, on. 1. № 61, ч„ 70, л л . 177 — 177 об 4 Там ж е, л л . 210—210 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2