Сибирские огни, 1965, №12

— Странно,— думаю вслух,— почему цветы не внутри? Войтех поясняет: «Тебе приятно, устав с дороги, посмотреть на эти цветы? Ну, так и продавщица рада: ведь много проезж ает за день таких, как мы, путников. А д о­ ставить человеку радость и самому приятно...» Здесь, в Чехословакии, с первого ж е дня бросается в глаза всеобщая теплота взаимоотношений между людьми, взаимная вежливость, друж еская приязнь, готовность помочь, взаимная забота друг о друге. Ни пьяного, ни тем более хулигана не видел я на улицах. И дружинников нет! * * * Мы первыми в истории Земли создали моральный кодекс Ч еловека Будущ его — мужественного, честного, благородного, трудолюбивого. Но не каж ется ли вам, что пропаганда этого гуманнейшего документа эпохи ведется у нас еще без должного раз­ маха и глубины? Д а, всюду: в библиотеках, на трамвайных остановках, на вокзалах, д аж е на придорожных щитах, мы вывесили тысячи плакатов: «Твой моральный ко­ декс». Но не м аловато ли этого! Не слишком ли спокойно ждем, пока его светлые мыс­ ли сами собой внедрятся в сознание миллионов? Мечтаю о том, чтобы новосибирское радио начинало день обязательной передачей «Моральный кодекс — в жизнь». Мечтаю о такой ежедневной рубрике в газетах. О еж е­ дневных передачах телевидения, где бы говорилось о людях, которые учатся жить по моральным нормам коммунистического завтра и... о тех, кто порой умышленно забы вает, что советский человек — звание гордое и обязывающее. А ведь не секрет, что «забывчи­ вых» у нас еще немало. И не секрет, что мы относимся к ним с поразительной терпи­ мостью. Кому из нас не знакомо: наделает пакостей великовозрастный дубинушка, наплю ет вам в душу, а то и уведет ваш мотоцикл, и вместо того, чтобы воздать ему долж ное, мы судим-рядим: кто виноват? Он или... общество? И школу приплетем, и родичей до десятого колена (не обеспечили-де должного влияния), и коллектив цеха, и д аж е вахтера тетю Дуню — за то, что не дала ему таблеток от головной боли после перепоя. А Васька слуш ает и... снова дышит перегаром вам в лицо там, в священном сквере, где покоятся Герои Революции, на Красном проспекте, на который мы выходим с красными знаменами и который он нагло именует «бродом». Д а, это прекрасно — доверять человеку, верить в добрые стороны его души, вос­ питывать человека. Ну, а если он упорно не хочет воспитываться? В тысячах газетных строк варьируем лозунг: «Пусть земля горит под ногами хулиганов и преступников», но пока не очень-то ж арко она горит. Нужны меры решительные. Нуж ен строж айший закон. Чтобы каж ды й, кто осмелится оскорбить советского человека, поднять руку на его жизнь, достоинство, заработанное трудом имущество, знал: его ж дет суровая кара. И вспомнились первые месяцы после издания У каза об ответственности за мел- кое хулиганство. Тогда осужденных на 10—15 суток под вооруженной охраной выво­ дили на очистку самых людных улиц. Это была острая, но действенная мера воспита­ ния — не очень-то приятно в таком виде смотреть в глаза знакомым. Вспомнилось, как операторы Новосибирской студии кинохроники, выходя с аппаратами на улицы, бес­ пощ адно снимали пьяных, хулиганов, нарушителей общественного порядка. Молодого конструктора инструментального завода (не стоит теперь назы вать его фамилию ) сня­ ли сначала на улице, а потом — в деж урной комнате милиции — ж алкого, грязного, нелепого. Его «портрет» поместили в массовый кинож урнал «Сибирь на экране». Копию ж урнала направили на завод. Через неделю получили ответ директора и парторга: «Кинож урнал просмотрен заводской общественностью в присутствии родителей и ж е ­ ны конструктора П. Его поведение получило суровую оценку коллектива. Конструктор дал честное слово всему заводу исправиться!» Значит — подействовало. Значит, почувствовал твердую руку общ ества. Теперь от таких методов почему-то отказались. Говорят, это... униж ает достоинство человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2